Журнал Исследователь

Журнал Исследователь №4 2020


«Бегство из города»: анализ трех жизненных историй

В данном исследовании детально анализируются и сопоставляются жизненные пути людей, которые переехали из города в деревню или в заповедник. Анализ производится на основе трех случаев из биографии людей, с которыми автор встретился в экспедициях. На данных примерах в сопоставлении с теоретическим материалом показывается еще одна вариация дауншифтинга, которая обычно находится на периферии исследования данного феномена.

Кочергин Василий

Экспедиции в Язулу глазами участников

В начале экспедиции на Алтай участники экспедиционной группы «Социокультурная психология и антропология» составили график между собой так, чтобы каждый описал события двух-трех дней из экспедиции. При этом каждый день описывался бы двумя разными участниками группы. Согласно составленному календарю-графику путевые заметки лицеистов и сдавались в общую копилку. Мы решили не подвергать тексты участников редактуре, поскольку они интересны именно своей непосредственностью. По ним видно, насколько по-разному участники могут передать прожитое. Кто-то эмоционально, детально, ярко. Кто-то кратко, лаконично, фактологично. И порой одни и те же события участниками оцениваются диаметрально противоположно, в зависимости от их внутренней включенности, интересов, жизненных приоритетов. Дневники публикуются в авторской редакции.

Доклады участников экспедиции по итогам исследований в селении Язула

В финале комплексных исследовательских экспедиций Школы № 1553 имени В. И. Вернадского все экспедиционные группы собираются в одном месте изучаемого региона и проводят итоговую конференцию. На ней участники экспедиционных групп представляют первичные описания и обобщения итогов полевой работы. В этой публикации мы представляем доклады участников экспедиционной группы «Социокультурная психология и антропология», которые были подготовлены к итоговой конференции экспедиции «Алтай 2019» и представлены 26–28 июля на поляне между селами Боочи и Кулада Онгудайского района Республики Алтай. Все тексты написаны в ходе экспедиции в селении Язула Улаганского района Республики Алтай и отражают разные аспекты традиционной культуры теленгитов, проживающих в данном регионе, а также историю и современность кордона Язула. Исследовательские темы выделялись из общего материала экспедиционной группы участниками в зависимости от их интересов и содержания собранных материалов. Тексты представлены в авторской редакции. Публикация сопровождается фотографиями из материалов экспедиционной группы.

Возвращение в Язулу: светлая экспедиция на край света

В статье кратко описан замысел и общие вопросы проведения учебно-исследовательской экспедиции со школьниками в отдаленное селение теленгитов — Язула Улаганского района Республики Алтай. Экспедиция в это селение проводилась повторно с промежутком в 16 лет (фактически при смене поколений). Ключевым фокусом исследования стала транзитивность традиционного общества обособленного поселения в ситуации повышения его доступности и открытости «внешнему миру» и различным каналам информации. Представлен общий алгоритм и некоторые методические нюансы работы такой экспедиционной группы. Статья предваряет серию докладов участников экспедиции по первичному обобщению собранных полевых материалов, а также неформального отображения жизни экспедиционной группы в дневниках ее участников.

Обухов Алексей Сергеевич

12-я Международная исследовательская школа в Калужской области

Международная исследовательская школа (МИШ) летом 2019 года проходила в России в 12-й раз. Местом ее проведения стала Калужская область. В статье кратко представлена общая информация о МИШ 2019 года, более развернуто описаны новые элементы программы или те, которые в предшествующих публикациях о МИШ не были детально освещены, а также даны отчеты тьюторов по каждому из десяти исследовательских проектов, реализованных при их сопровождении в международных командах школьников. 

Обухов Алексей Сергеевич / Сальникова Ксения Сергеевна / Фишер Яна Игоревна

Международный интеграционный корчаковский лагерь «Наш Дом»

В данной статье описываются основные принципы организации воспитательной работы, принятые в Международном интеграционном корчаковском лагере «Наш Дом».

Развитие исследовательских способностей в игре: умение продуцировать гипотезы

Мы продолжаем публикацию серии статей по развитию исследовательских способностей в игре. Данные игры направлены на развитие универсальных способностей, которые значимы в жизни в целом и для усиления личностного потенциала детей и подростков в реализации исследовательской деятельности. Авторы статьи передают свой многолетний опыт работы с детьми дошкольного возраста, младшими школьниками, а также подростками и старшеклассниками в исследовательских группах и экспедициях. В третьей статье мы представляем игры на развитие умения выдвигать версии, строить предположения, формулировать гипотезы. В статье даны комментарии, как предлагаемые игры могут применяться в работе с детьми с учетом их возраста.

Обухов Алексей Сергеевич

Внутреннее согласие как предпосылка для становления профессиональной идентичности

 Рассматривается место экзистенциально-аналитической концепции внутреннего согласия в процессе становления профессиональной идентичности. Приводится теоретическое обоснование значимости практики нахождения внутреннего согласия как части образовательного процесса.

Минаев Виталий Романович

Пять принципов построения доверительных отношений с трудными подростками

Данная статья посвящена нормам и принципам взаимодействия и сотрудничества, разрабатываемым в рефлексивно-позиционном подходе и находящим свое практическое воплощение и особенную актуальность в работе с трудными подростками. Представленные принципы универсальны и могут быть использованы и в работе с другими категориями детей и подростков и даже взрослых.

Катречко Леонид Сергеевич

Инновационная антропопрактика: программа развития личностной позиции и мировоззрения учащихся и ее реализация в курсе преподавания вероучительных дисциплин

Статья посвящена опыту проектирования одной из форм образовательной антропопрактики в технологиях рефлексивно-позиционного подхода, разработанного Н. Б. Ковалевой. В статье раскрываются возможности создания образовательной социокультурной среды, способствующей формированию личного знания, развитию субъектного и позиционного отношения к Священному писанию и выстраиванию траектории духовной навигации в процессе использования метода психолого-педагогического сценирования каждого занятия Закона Божия и его рефлексии. 

Апанович Данил / Иерей Сергий Новиков

Рефлексивно-позиционный подход к развитию личности в программах детского православного лагеря (на примере смены «Морская школа хранителей цивилизации»)

В статье рассматриваются опыт реализации программы православного детского лагеря с рефлексивно-позиционным подходом к сценированию ситуаций духовного развития детей и молодежи. 

Михеева Ольга Вениаминовна

Развитие медиагерменевтики как науки и технологии нового типа в образовательной антропопрактике

Статья раскрывает принципы медиагерменевтики как рефлексивно-позиционной технологии, обеспечивающей развитие личности и развитие способностей учащихся в различных формах образовательной антропопрактики, предполагающей создание философско-художественного контекста и запуск совместного со-творческого их осмысления. В статье также обсуждаются сложности и находки в сфере осуществления задачи трансляции данной инновационной гуманитарной технологии, что раскрывается на примере рефлексии сибирского евангельского недельного семинара, проведенного летом 2020 года в Иркутской епархии. Одним из таких психолого-антропологических принципов является включение художественных и философских образцов как материала, позволяющего через эстетическое переживание и раскрытие художественных образов глубже и более личностно воспринять тексты Священного писания. 

Ковалев Федор Алексеевич / Прохоров Евгений Александрович / Прохорова Елена Николаевна / 

Герменевтический клуб МПГУ как форма психолого-педагогической антропопрактики

В статье представлен герменевтический клуб как одна из эффективных форм современной психолого-педагогической антропопрактики. Задаются модельные представления, формирующие ее содержание и актуальность. Раскрываются принципы и формы развития детско-взрослой со-творческой общности клуба, способствующие развитию культуры языка, понимания, исследования, рефлексии, сотворчества. Специфика событийности и результативности в научных исследованиях демонстрируется на примерах.

Ковалева Наталья Борисовна

Художественное поле как технология образования: психолого-педагогические основания, технологии, результаты

В статье приводятся теоретические основания необходимости применения художественного способа познания и, в частности, авторской технологии художественного поля, в психолого-педагогическом образовании студентов художественно-графического факультета, магистратуры «Практическая психология художественного творчества», студентов бакалавриата «Практическая психология детства». Также в статье описываются некоторые технологии художественного поля, приводятся результаты, научные и художественные работы студентов. 

Лопаткова Ирина Викторовна

Организация коллективной проектной деятельности студентов педагогического вуза в рамках курса «Молодость, зрелость, старость»

 В данной статье представлен опыт коллективной проектной деятельности студентов педагогического вуза в рамках изучения дисциплины психолого-педагогического цикла. Приведены примеры исследовательских задач, описаны полученные результаты. Представлены выдержки рефлексивных студенческих эссе, выполненных по итогам курса, которые подтверждают эффективность такого подхода для формирования общей профессиональной компетенции выпускника педагогического учебного заведения.

Кузьмина Елена Рафаэлевна

Овладение стандартами WorldSkills как фактор повышения профессиональной компетенции учащихся

 В статье рассматривается становление и развитие международного движения WorldSkills в России, его значение для формирования профессиональных качеств учащейся молодежи. Обращается внимание на значение соревновательной педагогики, стимулирующей профессиональную мотивацию, способствующей освоению опыта лучших отечественных и международных практик.

Кондратьева Нина Леонидовна

Формируем и поддерживаем мотивацию: разбор занятия, призванного помочь студентам научиться делать уроки, которые вдохновляют

Мотивационная составляющая учебной деятельности является одним из важнейших компонентов успешного обучения в школе, при этом ее гораздо сложнее сформировать, чем учебные действия или операции. В статье рассказывается об опыте организации семинарских занятий, посвященных подходу Д. Берджеса и его книге «Обучение как приключение». Подробно раскрывается вопрос о том, почему важно формировать и поддерживать мотивацию учеников. Статья демонстрирует как любой учитель, независимо от своих творческих способностей или креативности, может сделать свой урок запоминающимся и вдохновляющим. 

Гаврилова Ольга Яковлевна

Развитие навыков психологопедагогического наблюдения у студентов как компонент исследовательской компетентности педагога

В статье представлен подход к развитию навыка психолого-педагогического наблюдения у студентов за возрастными нормами психического развития детей. Предлагается описание критериев и принципов организации наблюдения за возрастными особенностями психического развития детей в деятельности на практике. Описана методика составления программы наблюдения. 

Пирлик Галина Петровна / Федосеева Анна Михайловна

Педагогическая практика на 1 курсе как форма погружения в профессию (на примере образовательной практики студентов 1 курса дефектологического факультета Института детства МПГУ)

В статье рассматривается опыт новой модели педагогического образования, предполагающий погружение студентов в образовательную практику с первого года обучения. В основу анализа легли результаты опроса, проведенного по истечении 1-го семестра педагогической практики. Данные материалы позволили изучить влияние практики на профессиональное и личное развитие студентов дефектологического факультета 1-го года обучения, а также проследить за особенностью становления их субъектности и профессионального самоопределения. 

Адамян Елена Игоревна / Конрад Инна Сергеевна

Образ жизни и проблема готовности к его изменению: взгляд с позиции системной антропологической психологии

 В статье рассматривается проблема образа жизни и готовности к его изменению. Анализируется феномен «готовность к изменению образа жизни», раскрываются его содержательные характеристики с позиции системной антропологической психологии. Приводятся результаты экспериментальной процедуры самооценки готовности к изменению образа жизни у студентов, фиксирующих наличие происходящих изменений в каких-либо из значимых сфер жизни. В ходе анализа выделены три группы, отличающиеся разным уровнем готовности к освоению нового жизненного пространства и имеющие определенный набор выраженных личностных свойств, обеспечивающих возможность изменения образа жизни. Автором обосновываются показатели готовности к изменению образа жизни, которые могут быть положены в основание дальнейшего эмпирического исследования готовности к изменению образа жизни у студентов в условиях происходящих жизненных перемен.

Фёдорова Елена Прокопьевна