Чем определяется качество конференции, ее востребованность, польза для учащихся и педагогов? Главным показателем качества конференции является ее уровень.
Уровень конференции определяется:
- качеством нормативной базы конференции;
- наличием концепции, поддерживающей определенную профессиональную традицию (отражается в положении);
- наличием регламента проведения экспертной процедуры (включая заранее известные критерии экспертизы);
- профессиональной квалификацией экспертов;
- информационным обеспечением, наличием информационной базы данных;
- наличием аналитических материалов по практике работы и тенденциям, ориентирующим участников в поле проблематик конференции;
- характером связи с вузами и научными учреждениями.
Главным нормативным документом конференции является Положение. Именно при разработке положения вам придется ответить для себя на несколько ключевых вопросов, от которых будет зависеть характер дальнейшей работы: кого вы будете приглашать в качестве участников? В качестве экспертов? Как планировать программу? Кто будет учредителем? Откуда брать деньги? И так далее. И эти вопросы потянут за собой реальные действия по подготовке конференции.
Положение разрабатывается и утверждается в соответствии со статусом конференции (приказом по школе, по местному органу управления образованиям и т. д.) и публикуется заблаговременно.
Положение, как правило, содержит следующие разделы:
- общие положения (концепция, направленность конференции, цели и задачи);
- учредители и управление проведением конференции (организация, ответственность, порядок формирования состава экспертов);
- участники (кто может участвовать и как заявиться на участие);
- требования к представляемым на конференцию работам (характер, структура, объем, форма представления и др.);
- порядок рассмотрения работ (включая критерии оценки, номинации, сроки и др.);
- подведение итогов (сроки, форма, учрежденные дипломы, публикация результатов).
Положение – официальный документ, он должен давать исчерпывающую информацию о конференции для каждого участника. Как у любого официального документа, у него «сухой», формальный стиль, который нередко нуждается в расшифровке, пояснениях. Такие рекомендации уважающий себя оргкомитет конференции должен разработать.
Общие положения. Главная задача этого раздела – донести информацию о том, зачем организаторы проводят конференцию. Большинство участников этот раздел не читают, считая, что в нем прописываются положения, не имеющие отношения к реальной работе. Но когда возникают конкретные практически вопросы о порядке судейства, критериях, без ссылки на концепцию не обойтись.
Какие цели и задачи могут быть поставлены?
На основании анализа опыта конференций, организаторы могут преследовать самые разные цели. Это определяется тем, каким учреждением организуется конференция. В соответствии с этим и генеральная направленность конференции выстраивается под эту цель.
Вот некоторые из них:
- для органа управления образованием – факт участия в системе мероприятий более высокого уровня;
- для вуза - привлечение абитуриентов, популяризация деятельности вуза;
- для общеобразовательного учреждения - включение своих учащихся в систему межрегиональных и межведомственных отношений;
- для научного учреждения – популяризация научной отрасли в среде молодежи;
- для компании, производящей интеллектуальную продукцию – подготовка квалифицированных пользователей, которые в будущем обеспечат необходимый спрос на продукцию.
Этот список можно продолжить. Про него нужно вспоминать при подготовке учащихся к той или иной конференции для того, чтобы правильно определить целевой акцент работы; организаторам конференции, осуществляющим фондрайзинг, необходимо отдавать себе отчет в том, какие акценты конференции пожелает высветить потенциальный ее инвестор.
Указанные цели конкретизируются в концепции конференции. Конференции могут иметь следующие базовые цели:
- выявление и отбор лучших работ - интеллектуальное соревнование, главная задача – выявление наиболее качественных работ учащихся, организаторов интересуют только лучшие работы;
- форма образовательной работы – индивидуальная работа с авторами и руководителями с целью дальнейшего совершенствования их деятельности, организаторы рецензируют и консультируют авторов и руководителей всех представленных работ;
- популяризация науки, какой-то ее области, направления техники – в этом случае предусматривается просветительская программа (лекции, экскурсии и т. д.).
В большинстве конференций в той или иной мере присутствуют и оценочная, и консультационная, и просветительская части, но, как правило, одна из них доминирует. Но так или иначе, организаторы должны ответить на вопрос: они «снимают сливки» - занимаются отбором талантливых ребят, уже тем или иным способом получившим высокий образовательный уровень и навыки исследовательской работы, - или работают на будущее, на развитие детей и, главное, руководителей их работ. Это, как правило, и записывается в цели. Обращаем внимание, что цель должна быть одна, это генеральное направление, задающее логику мероприятия.
На некоторых конференциях цели и задачи вообще не прописываются. Это вовсе не значит, что их нет – организаторы, как правило, их подразумевают, считая, что в своем сообществе это самой собой разумеется. Практика показывает, что если на такой конференции собирается широкий круг участников, в конце концов возникает ситуация непонимания кем-то из них смысла конференции.
Если организаторы не определились с ведущей целью, то им трудно выстроить критерии экспертизы конкретных работ (при всем их многообразии) выделить тот главный критерий, который станет решающим при вынесении окончательных решений о распределении мест.
После цели обычно формулируются задачи. В задачах, в соответствии с целью, определяется что конкретно и в каком направлении будет делаться. Задачи конференции конкретизируются для всех, кто в ней участвует:
- для учащихся (повышение качества образования, выявления лучших работ и т. д.)
- для учителей (повышение мастерства, овладение эффективными способами обучения, обмен опытом и т. д.)
- для учреждения (повышение статуса, повышение известности авторской концепции)
- для образовательной системы (развитие новых образовательных технологий, развитие связей, сетей и т. д.)
- для общества в целом (поддержка определенной культурной традиции
Должна быть четко определена предметно-тематическая или философская направленность мероприятия:
- определяется перечень направлений, секций
- междисциплинарная – определяется научно-философская направленность, без конкретного рубрикатора по темам.
Участники конференции. В положении обозначено, кто может принять участие в конференции. Если этого нет, то на конференции могут оказаться авторы, с которыми Ваши эксперты не могут работать (например, на конференцию по физике для старшеклассников в вузе придет первоклассник, или на конференцию по экологии представят серию картин «Мой любимый пруд»).
Определяются: ограничения по возрасту, от чьего имени подается заявка, могут ли подаваться коллективные проекты, в каких образовательных учреждениях могут обучаться авторы, обязательно ли должен быть руководитель работы и каким требованиям он должен удовлетворять и т. д.
Важным является
раздел, в которым перечисляются требования к работам.
Необходимо четко и предельно подробно описать, что принимается на конференцию. Несоблюдение этого требования может привести к тому, что вам привезут макет, который не пролезает в дверь, и вы же окажетесь виноваты, что дверь слишком узкая.
В качестве представляемых на конференцию работ могут фигурировать проектные разработки, исследовательские работы, реферативные работы, компьютерные презентации, стендовые сообщения и т. д. В каждом случае необходимо определить требования к их структуре, объему, характеру, оформлению.
Необходимо определить и технические моменты, без соблюдения которых работа не рассматривается, какой бы гениальной она ни была, например: носитель (бумажный, электронный); - объем (в страницах или знаках); форма сопроводительного письма (заявки); куда, каким образом и в какие сроки сдавать работу; порядок подачи заявок (подает конкретный учащийся, учреждение, орган управления образованием и т. д.); - наличие квалификационных требований (например, диплом конференции более низкого уровня) и т. д. Лучше всего разработать формы бланков, заявок, анкет, которые давать в качестве приложений к положению.
Нередко можно услышать мнение, что наличие таких требований является антипедагогичным, поскольку губит «творческую искру» в ребенке, способствует формализации работы. Мы придерживаемся позиции, что школьников нужно специально готовить к работе в условиях жестких квалификационных требований, существующих сейчас в науке и на производстве, поэтому навыки представления своей работы в соответствии с предъявляемыми требованиями необходимо развивать в процессе проведения ученических конференций.
Регламент экспертизы и критерии оценки представляемых работ.
Критерии экспертизы ученических работ на конкурсах и конференциях являются важнейшими ориентирами при планировании и выполнении проектных и исследовательских работ. Они являются отражением главной цели педагогического коллектива, которая ставится при введении этого типа творческой деятельности в образовательный процесс. Так, в профильном обучении выполнение работ может быть направлено на профессиональную ориентацию и предпрофессиональную подготовку учащихся. В дополнительном образовании главной задачей является развитие учащихся (что понимать под параметрами развития необходимо обсуждать отдельно) средствами исследовательской и проектной деятельности на предметном материале различных наук.
Результативность выполнения проектно-исследовательской работы можно зафиксировать двумя следующими разными способами:
- формальный - выполненное исследование (представленное в виде текста работы, доклада, презентации);
- неформальный – метапредметные и личностные результаты, универсальные учебные действия, приобретенные в результате выполнения работы.
Исходя из этого можно рекомендовать следующие принципы экспертизы работ:
- владение «цепочкой» самостоятельных действий от выделения проблемы и формулировки замысла до результата и его представления;
- видение выполняемой работы в более широком предметном контексте (как теоретического материала, так и методики практической работы и обоснованности ее применения; адекватности и уместности интерпретации и практических применений результатов работы)
- наличие «авторской позиции» - собственного отношения к работе и ее результатам;
- восприятие культуры исследовательской деятельности в избранной предметно-тематической области;
- уровень коммуникативной культуры при выполнении и представлении работы (ссылки на источники, благодарности коллегам, качество и доступность представления результатов для экспертов и сверстников).
Заметим, что указанные принципы не являются «критериями прямого действия» - это ориентиры, которые должны учитываться при разработке конкретных критериев оценки ученических работ – тех критериев, по которым экспертами может быть проставлена «оценка в баллах».
При этом критерии оценки и регламент экспертизы должны быть известен участникам и их руководителям заранее, с тем, чтобы они имели возможность спланировать представление работы с учетом этих требований.
На конференции может быть предусмотрено предварительное рассмотрение, по итогам которого формируется состав участников.
В целом типы рассмотрения работ можно разделить на следующие:
- предварительного рассмотрения нет, участвуют все заявившиеся, которые приносят тексты работ непосредственно на конференцию, эксперты делают заключение по итогам прослушивания доклада и знакомства с его письменной версией во время доклада;
- в конференции участвуют все заявившиеся, работы принимаются заранее, эксперты знакомятся с текстами заблаговременно, есть возможность изменить секцию или форму презентации работы;
- на конференцию приглашаются авторы по результатам предварительного рассмотрения работ экспертной комиссией, рассмотрение закрытое, результаты не комментируются;
- на конференцию приглашаются авторы по результатам предварительного рецензирования работ, рецензии с комментариями предоставляются авторам, в критериях прописана возможность корректировки работы с учетом замечаний рецензента.
Наиболее очевидный образовательный результат конференции в последнем случае.
В рамках конференции могут быть следующие формы рассмотрения работ (которые отражаются в положении):
- «докладная» форма – поочередное прослушивание авторов с соблюдением установленного регламента.
- «выставка» или стендовая форма – автор подготавливает стенд с отражением основных этапов работы и поочередно беседует с разными экспертами;
- представление компьютерных презентаций (очное или заочное).
Наиболее распространенной в современном научном мире является стендовая форма презентации работ. Она дает возможность всем авторам представить свои результаты на равноправной основе, а всем желающим не прослушивать всю программу работы секций, а выбрать интересующие их работы и подробно расспросить авторов об их сути. При этом особое значение приобретает искусство оформления стенда – владение им позволяет привлечь внимание посетителя стендовой сессии (в т. ч. и потенциального работодателя), дает возможность ему «схватить» суть работы одним взглядом.
В положении обязательно отражаются критерии оценки работ, на которые авторы могут ориентироваться при подготовке. Для экспертов эти критерии могут быть более развернутыми, рекомендуется разработать для них специальные рекомендации по оценке работ. Необходимо отметить, что процедура экспертизы предполагает в том числе выявление и фиксацию значимых с точки зрения эксперта сторон работы, не подпадающих по тем или иным причинам под критерии (и в этом принципиальное отличие экспертизы от оценки). Поэтому бывает, что при подведении итогов работы комиссии – при развернутом коллегиальном обсуждении - результаты не вполне согласуются со средним, просчитанным по экспертным листам, баллам. Если при этом комиссия руководствуется приоритетной целью конференции, а решение принимается консенсусом или подавляющим большинством голосов экспертов – такой порядок подведения итогов можно только приветствовать.
Мы привели критерии оценки исследовательских работ. Единственный ли это возможный подход к экспертизе творческих работ учащихся? Оказывается, нет – существуют и другие, часто используемые на конференциях.
Сосредоточимся на одном из наиболее часто поднимаемых вопросов при оценке ученических работ на конференциях:
В организации и проведении конференции, хотя бы формально, участвует довольно много организаций – это органы управления образованием, методические службы, научные организации, университеты, различного рода партнеры. Наконец, организации, непосредственно занимающиеся проведением конференции (как правило, это образовательные организации).
Все организации, причастные к конференции, по функциям можно разделить на три типа:
Учредители – органы государственной власти, местного самоуправления, корпорации, которые принимаю решение о проведении конференции и выделяют (санкционируют использование) ресурсов для ее проведения.
Организации, при поддержке которых проходит конференция – университеты, партнеры, общественные организации, фонды и т. д. Их наличие определяет информационный фон и общественную значимость мероприятия, возможно – дополнительные ресурсы.
Организаторы – организации, которые непосредственно проводят конференцию, задействуя свои материальные и кадровые ресурсы.
Для понимания роли и места каждой из организаций в Положении рекомендуется ранжировать их по этим трем категориям.
Учредителями определяется статус конференции. Типична ошибка, когда на конференцию приезжает представитель, например, Беларуси и после этого организаторы именуют конференцию как «Международная», правильно – «с международным участием». Официально статусы присваиваются международными и государственными органами и организациями. Так, если положение официально согласовано в ЮНЕСКО – то конференция имеет статус Международной, если в Минобрнауки – Всероссийской, если в Департаменте образования города Москвы – Московской городской и т. д.
Организаторы должны хорошо продумать, кого приглашать в состав учредителей. Включение органов управления образованием повышает статус конференции, но и налагает большую ответственность. При этом вы становитесь обязаны в рамках конференции реализовывать государственную политику в сфере образования, а значит, оказываетесь несвободными в трактовке целей, задач, определении порядка проведения конференции.
В состав организаций, поддерживающих конференцию, необходимо включить организации, осуществляющие научно-методическое сопровождение конференции, т. е. научное учреждение (или учреждения), откуда Вы приглашаете экспертов. Это сразу показывает участникам, какой научной традиции конференция придерживается. Без такого научного патронажа конференция, скорее всего, будет иметь реферативно-репродуктивный характер.
В положении прописываются функции оргкомитета, порядок его формирования, права и обязанности. Оргкомитет – главный распорядительный орган конференции, который формирует программу, состав участников, экспертный совет. Принципы этой работы и отражаются в положении – кто и когда утверждает оргкомитет, график его работы, порядок утверждения внутренних нормативных документов, формирования состава экспертов, порядок присуждения дипломов и соответствующая документация.
Важнейшим является формирование состава экспертов. От того, кто будет работать экспертом принципиально зависит уровень и характер конференции. Если Вы пригласите сильных учителей–предметников – конференция станет похожа на экзамен. Пригласите ученых, никогда не работавших со школьниками – получится научная конференция, на которой члены жюри станут обсуждать свои узкие научные проблемы, непонятные ни детям, ни учителям. Лучше всего, если в качестве председательствующих на секциях у Вас будут специалисты, имеющие собственный опыт научно-исследовательской деятельности и опыт работы со школьниками, «чистых» учителей и ученых лучше сделать рядовыми членами комиссии. Главное, чтобы каждый эксперт понимал, что он экспертирует не научную ценность содержания работы, а пользу, которую принесло выполнение работы для развития ее автора. Поэтому помимо квалификационной функции эксперт выполняет функцию обучения учащегося (в области фактологии и методики проведения работы) и методической консультации руководителя.
Необходимо понимать, что в наших условиях в большинстве случаев проведение конференции - шаг инициативный, работа оргкомитета происходит на общественных началах, поэтому жестких функциональных требований к оргкомитету предъявлять вряд ли возможно. Вместе с тем, принципиальные позиции, необходимые для развития содержания конференции должны соблюдаться.
Подведение итогов (сроки, форма, учрежденные дипломы, публикация результатов).
Из этого пункта должно четко явствовать, какие именно дипломы и каких градаций получают участники, публикуются ли и где работы (тезисы), чем еще, помимо дипломов, награждаются авторы лучших работ.
Нередко бывает так, что организаторы конференцию закончили, наградили дипломами участников – и занялись другими насущными делами. Проходит год, и оказывается, что все ошибки, допущенные оргкомитетом на прошлогодней конференции, повторились. Для того, чтобы конференция развивалась, необходим самоанализ ее проведения, критическая оценка, само- и внешняя экспертиза.
И еще несколько советов, которые безусловно пригодятся Вам при организации и проведении экспедиции.
Что еще нужно разработать перед началом конференции?
Выше мы подробно остановились на разработке положения о конференции. Но положение – документ, который пишется достаточно специальным языком и прочитывается небольшим кругом заинтересованных лиц. Остальные – родители, большинство экспертов положение не читают. Среди посетителей конференции могут быть самые разные люди – учителя из других школ, ученые, родители, корреспонденты, банкиры… Эти люди «вращаются» совсем в других кругах, разговаривают на другом языке, им нужно достаточно подробно объяснять, куда они попали. Для того, чтобы общественность знала о конференции, о ее целях и задачах, пишут специальный популярный пресс-релиз, который желательно опубликовать в СМИ, распространить среди партнеров.
Какая информация должна содержаться в пресс-релизе конференции?
- кто проводит конференцию
- кто учредители
- когда она была основана и кем
- кто участники конференции и какие к ним предъявляются требования
- какова программа конференции
- примеры представленных на конференцию работ
- кто является экспертами конференции
- чем награждаются победители
- кто является спонсорами конференции
Кроме того, рекомендуется разработать специальные рекомендации (написанные понятным, популярным языком) для экспертов, руководителей работ, учащихся. При этом для каждой категории читателей рекомендации будут свои и используемый в них язык также будет разным.
Следующий вопрос - как создать «среду» конференции – комфортную для участников, развивающую, ориентированную на познание и встречу друг с другом – ребят из разных регионов, ученых-экспертов, руководителей работ? С нашей точки зрения главное, если на конференции произойдет эпохальная встреча школьника с ученым, экспертом – встреча, которая определит его желания школьника, уровень притязаний, нравственный выбор в жизни. Для этого эксперт должен быть соответствующим образом подготовлен, а в программе конференции должны быть предусмотрены подпрограммы, обеспечивающие создание особой инициирующей среды. Такие, как лекции крупных ученых, посещение музеев науки, психологические программы-тренинги на знакомство и взаимодействие участников друг с другом, семинары руководителей по обмену опытом и освоению технологии руководства исследовательскими работами школьников.
Многие конференции проходят на базе школ и учреждений дополнительного образования. И часто случается так, что лучшие из их воспитанников представляют свои работы на конференцию, а остальные оказываются «не у дел» - «ненужными» при ее проведении. Мы в рамках чтений им. В.И.Вернадского разработали специальную программу вовлечения учащихся Лицея № 1553 (главного организатора Чтений) в работу по их проведению. За каждым учащимся закрепляется делегация из того или иного региона, с которой он знакомится на регистрации, а затем сопровождает ее во время чтений – консультирует при подготовке стенда, сопровождает в гостиницу и на экскурсии, рекомендует магазины для покупок… Оказалось, что для московских школьников привлечение к такой работе нередко является решающим в их самоопределении как хозяев конференции, заставляет их изучить массу информации о Москве, о Лицее, взаимоотношениях в нем.
По каким параметрам можно определить уровень (качество) конференции? С олимпиадами все понятно – в рамках каждой предметной олимпиады существует несколько уровней (районный, областной, региональный), победители олимпиады более низкого уровня получает право участвовать в следующем круге; олимпиады более высокого уровня располагает более квалифицированными составителями заданий и экспертами. В системе конференций это не так: как правило, участие в них прямое (т. е. каждый школьник может напрямую подать свою работу), квалификация жюри зависит от возможностей и связей Оргкомитета, статус диплома победителя (лауреата) не определен. В этих условиях каждый сам оценивает качество конференции – руководствуясь заявленным составом экспертов, рекомендациями знакомых.
Как систематизировать информацию по конференции? Для небольших конференций эта проблема не так актуальна, но если количество рассматриваемых работ превышает сотню, становится очень трудно удержать в голове всю информацию о них. При этом, если конференция уже пользуется авторитетом, то информацию о ней начинают запрашивать с самых разных сторон – органы управления образованием, газеты, общественные организации и т. д. Представьте себе: Вы – организатор конференции, самое жаркое время - идет экспертиза работ, масса организационных проблем, а тут к вам приходят корреспонденты, представители вышестоящих органов и запрашивают самую разнообразную информацию. В этих условиях без централизованного банка данных в электронном виде не обойтись. Здесь может помочь своеобразный «электронный портфель» конференции, пример которого приведен в приложении 19.
Как учитывать достижения школьника на конференциях и конкурсах? Сейчас модным становится портфолио – или специальная «папка», «портфель», в который заносятся все творчески достижения школьника. При этом главными заказчиками соответствующего типа портфолио могут выступать разные субъекты образовательного процесса со своими специфическими интересами:
- отражение личностного роста (портфолио развития) – администрация школы, родители;
- для выбора профиля обучения на старшей ступени (портфолио специализации) – сами учащиеся, администрация школы;
- при конкурсе в вуз (портфолио абитуриента) – приемные комиссии вузов.
При этих задачах критерии включения творческих работ в портфолио будут отличаться. Однако может возникнуть конфликт интересов и притязания на отражение в портфолио неадекватной информации. Наиболее актуально это для портфолио абитуриента, когда учащийся и родители заинтересованы максимально «раздуть» портфолио, а приемной комиссии нужно быстро и эффективно вычленить те работы и достижения, которые были выполнены самим учащимся «от начала и до конца». Это требует разноплановых критериев экспертизы портфолио и механизмов оценки достоверности достижений учащихся при включении (для учащихся) и зачете (для комиссии) той или иной работы в портфолио.
Рассмотрим комплексный портфолио, составленный на основе портфолио документов и портфолио работ.
Перед учеником и учителем встают
вопросы:
- что необходимо включать в портфолио?
- Как включаемые материалы выгодно представить?
- Что сделать, чтобы достоверность представленных материалов не вызывала сомнений?
В случае портфолио работ учитель и ученик совместно проектируют портфолио как проект личностного роста и его фиксации в документах. В этом случае учитель, хорошо зная конкретного ученика, контролирует соответствие представляемых в портфолио материалов реальному положению дел. Он должен быть заинтересован в такой адекватности. Учитель и ученик выстраивают логику портфолио при движении от простых работ к сложным; преемственность в развитии тематики и ее связи с общеобразовательными дисциплинами.
В случае портфолио документов в приемную комиссию вуза, возникает закономерный вопрос о способах проверки достоверности материалов этого портфолио. Действительно, заявленные творческие работы могут быть выполнены несамостоятельно; конференция, дипломы которой представляются, может существовать только на бумаге и т.д. Любая работа, включенная в портфолио, а также рецензия на нее могут быть подвергнуты независимой экспертизе с привлечением специалистов в соответствующей предметной области. Такой путь даст адекватные результаты, но он вряд ли может быть применен в массовом порядке из-за дороговизны и временных ограничений.
Предполагаем следующие пути усиления достоверности материалов портфолио:- учет результатов на основе рейтинга, присваиваемого по общему числу побед учащегося в сертифицированных конференциях, интеллектуальных соревнованиях, творческих конкурсах различного уровня. При этом необходимо ранжирование конференций некоторым центральном органе на основании качественных и количественных характеристик, с присвоением сертификатов нескольких уровней. Однако, на данный момент единой системы конференций в стране не существует и органы управления образованием на данный момент не ставят цели создания такой системы. Присвоение конференциям рейтингов возможно и экспертным путем, когда группа экспертов с точки зрения единых критериев производит внешнюю экспертизу конференций с присвоением рейтинга;
- представление портфолио только от образовательных учреждений с системой учета их движения на местах при наличии квалификационного листа, в котором делают отметку несколько независимых экспертов минимум из трех разных социальных групп: сотрудники вузов и НИИ по профилю работы, органы местного самоуправления, орган родительской общественности. Несмотря на бюрократичность такого пути, это позволит в ряде случаев избежать явных приписок благодаря включению механизма соблюдения профессиональной и социальной этики соответствующих экспертов. При этом возможно создание единого федерального реестра портфолио;
- создание института независимых экспертов по проблемам включения творческих работ в портфолио с выдачей им именных сертификатов. Это позволит организовать процедуру выборочной проверки портфолио на местах, в конкретных образовательных учреждениях, зарегистрировавших конкретные портфолио. В результате повысится ответственность учреждений при регистрации портфолио, особенно с созданием «черного списка» учреждений, регистрирующих недостоверные портфолио;
- разработка методических рекомендаций по логике выстраивания портфолио. Портфолио должен отражать личностный и профильный рост учащегося. Отраженные в нем достижения должны идти по нарастающей, в соответствии с ростом знаний и навыков учащегося, его взрослением, расширением возможностей. Скажем, за три года логично представление трех работ в рамках одного тематического направления: сначала реферативной (с соответствующими данными о ее оценке на конференциях, семинарах), затем исследовательской, и на третьем году – обобщающей. Такой принцип позволит сразу отсечь «неизвестно откуда взявшиеся» качественные работы, появившиеся непосредственно перед датой регистрации портфолио. При этом необходимо отслеживать также преемственность научного руководства (скажем, сначала это учитель-предметник, затем – специалист из профильного вуза или НИИ по той же специальности).
Организация конференций регионального (муниципального) конкурса исследовательских и проектных работ
На уровне муниципального органа управления образованием целесообразно нормативное оформление отдельного направления (в рамках программы развития образования) - «Организация исследовательской и проектной деятельности учащихся».
План работы по направлению «Организация исследовательской и проектной работы школьников».
Для всех муниципальных образований субъекта РФ рекомендована единая форма плана мероприятий, проводимых по данному направлению.
№ Наименование работ Срок
- Подготовка и рассылка информационного письма об организации школьного и муниципального этапов Конкурса в школы территории. 15 октября.
- Определение ответственных координаторов в школах территории. 30 октября
- Контроль за прохождением слушателями курсов повышения квалификации (организуется школами). Ноябрь – декабрь
- Определение базовой школы (или организации дополнительного образования), создание Оргкомитета муниципальной конференции, определение порядка финансирования. 10 ноября
- Организация семинаров и консультаций для руководителей работ и экспертов, участвующих в школьных конференциях (приглашение специалистов, лекторов, по мере необходимости). Ноябрь-декабрь
- Составление графика проведения школьных конференций. Ноябрь
- Проведение совещания для организаторов школьных конференций – ответственных координаторов в школах. Ноябрь
- Проведение школьных конференций и контроль их качества. Декабрь-январь
- Сбор отчетов о школьных конференциях и формирование списка участников муниципальной конференции. 28 января
- Проведение совещания по организации муниципальной конференции. Февраль
- Проведение муниципальной конференции. Февраль- март
- Сдача списка участников конференций регионального уровня. Март
- Подготовка и контроль участия участников конференций регионального уровня. Апрель
- Подготовка аналитических материалов о конференциях школьного и муниципального уровней. Май
Координаторы развития исследовательской и проектной деятельности учащихся.
Центральной фигурой в работе по направлению «Организация исследовательской и проектной деятельности учащихся» является муниципальный координатор. Он является специалистом, который знает потенциал школ своей территории в этой области, находится на связи с координаторами этой работы в школах и с региональным оргкомитетом; контролирует выполнение плана развития исследовательской и проектной деятельности муниципального образования и планы работы каждой школы в этом направлении.
Как правило, координатор работает в школе, на базе которой проводится муниципальная конференция. Координатору рекомендуется пройти курсы повышения квалификации по теме «Организация исследовательской и проектной деятельности учащихся» (курсы, предлагаемых московскими (дистанционно) или региональными организациями, реализующими программы дополнительного профессионального образования). Желательно, чтобы он имел практику руководства исследовательскими или проектными работами школьников.
Координатор участвует в работе муниципального Оргкомитета, является его ответственным секретарем и ведет соответствующую документацию.
В каждой образовательной организации своей территории назначается специалист, который организует работу в этом направлении. Им может быть заместитель директора по УВР, либо учитель с дополнительным функционалом. Этот специалист имеет, как правило, успешную практику руководства исследовательскими или проектными работами школьников и опыт работы на школьных конференциях. Координатор работает в тесном контакте с муниципальным координатором, разрабатывает план работы образовательной организации по направлению исследовательской и проектной деятельности и представляет его муниципальному координатору в соответствии с настоящими рекомендациями.
План работы образовательной организации по направлению «Организация исследовательской и проектной работы школьников».
План работы образовательной организации (школы, организации дополнительного образования, колледжа) по этому направлению является частью основной образовательной программы по развитию универсальных учебных действий и внеурочной деятельности, при этом он интегрирован с программой отдельных учебных предметов. План включает мероприятия по подбору кадров и повышению квалификации руководителей и организаторов исследовательской и проектной деятельности; учебные и развивающие мероприятия для учащихся; выполнение ими исследовательских и/или проектных работ; диагностику (аттестацию) образовательных результатов этой деятельности, а также график проведения школьной конференции.
Пример плана работы образовательной организации№ Наименование работ Срок
- Создание методического объединения по проектной и исследовательской деятельности
- Разработка плана внеурочной деятельности в части, касающейся исследовательской и проектной деятельности
- Разработка и утверждение программ элективных курсов, дополнительных образовательных программ для реализации групповых и индивидуальных исследовательских и проектных работ
- Разработка и утверждение плана работы методического объединения (включая консультационную работу с приглашением внешних специалистов) и плана работы школы по направлению
- Определение кадрового состава руководителей и организаторов, работающих по направлению
- Направление специалистов на курсы повышения квалификации
- Презентация перед учащимся руководителей исследовательских и проектных работ и их тематики Ноябрь
- Распределение учащихся по темам и руководителям
- Проведение презентаций постановочных частей работ на школьных семинарах
- Проведение тематических мероприятий для учащихся: фестиваль науки, неделя науки, исследовательская экскурсия, профориентационные мероприятия и др.
- Подготовка и проведение школьной конференции. Декабрь-январь
- Определение состава участников для участия в муниципальной конференции
- Участие учащихся во внешних мероприятиях – независимых конференциях, исследовательских и проектных школах, стажировках, экспедициях и др.
- Подготовка годового отчета по направлению и отчета о школьной конференции
- Участие в муниципальной конференции. Февраль-март
- Подготовка и контроль участия учащихся во внешних конференциях и конкурсах.
Организация и проведение школьного этапа конкурса исследовательских и проектных работ школьников (конференция образовательной организации).
Координатор образовательной организации формирует и представляет на утверждение директору образовательной организации состав Оргкомитета конференции школьного этапа.
Координатор организует работу по следующим направлениям:
- утверждает (по согласованию с Оргкомитетом муниципального этапа) состав экспертных комиссий по тематическим направлениям школьного этапа;
- по представлению Экспертных комиссий по тематическим направлениям утверждает списки победителей и призеров школьного этапа и подает в Оргкомитет муниципального этапа список участников;
- рассматривает конфликтные ситуации, возникшие при проведении школьного этапа;
- вносит в Оргкомитет муниципального этапа Конкурса предложения по совершенствованию проведения Конкурса;
- представляет ежегодный отчет по итогам школьного этапа в Оргкомитет муниципального этапа Конкурса;
- организует награждение победителей и призеров школьного конкурса, а также подготовивших их научных руководителей.
Координатор муниципального этапа собирает информацию о проведении школьных этапов по форме, контролирует их проведение, оказывает помощь в подборе экспертов, дает рекомендации по всем вопросам, связанным с их проведением. На основе представления Оргкомитетов школьных этапов формирует состав участников муниципальной конференции, собирает и обобщает отчеты о проведении школьных этапов.
Экспертиза работ на школьном этапе проводится в соответствии с едиными критериями и регламентов экспертизы исследовательских и проектных работ обучающихся.
График подготовки и проведения школьного этапа – конференции образовательной организации.№ Наименование работ Срок
- Определение сроков и формы проведения конференции образовательной организации Ноябрь
- Предоставление информационной справки по конференции муниципальному координатору Ноябрь
- Формирование базы данных исследовательских и проектных работ обучающихся Декабрь
- Определение количества и тематики секций, форматов их работы Декабрь
- Подбор экспертных комиссий и их консультации Декабрь
- Проведение конференции Декабрь-январь
- Подведение итогов конференции, определение состава участников муниципальной конференции Январь
- Сдача отчета о проведении конференции муниципальному координатору Февраль
Подбор школы для проведения муниципального этапа конкурса исследовательских и проектных работ школьников.
Муниципальная конференция проводится в базовой школе (или иной организации, располагающей необходимыми ресурсами). При подборе школы рекомендуется учитывать опыт коллектива в проведении массовых содержательных мероприятий разного уровня – научно-практических конференций, выставок и др. При этом важен опыт как в организационном направлении (система регистрации, размещения участников, режиссура церемонии открытия, информационное обеспечение и др.), так и в содержании конференции (наличие квалифицированных учителей-экспертов в школе, связи с организациями-партнерами и другими научно-практическими конференциями школьников, откуда можно пригласить экспертов).
Рекомендуется выбирать школу с хорошей транспортной доступностью.
Муниципальная конференция может быть организована в следующих форматах:
- на базе двух или нескольких школ (в этом случае либо разные секции проводятся на базе разных школ, либо конференции для разных возрастных категорий учащихся (младшая, основная, старшая ступени) организуются в разных школах.
- объединение нескольких муниципальных образований и проведение единой конференции для двух или нескольких территорий;
- проведение одной из тематических секций, на которую в каждой из территорий не набирается необходимого количества участников (например, по астрономии), на базе одной из муниципальных конференций, которая по данному направлению объединяет несколько территорий.
Дистанционные курсы повышения квалификации для руководителей исследовательских и проектных работ и экспертов на школьных и муниципальных конференциях.
Ключевым условием развития в регионе единой системы исследовательской и проектной работы школьников, является создание единых стандартов выполнения, руководства и экспертизы таких работ. С этой целью разработана дополнительная профессиональная программа «Организация исследовательской и проектной деятельности учащихся». В рамках тематических занятий, каждое из которых состоит из видеолекции, презентации, текста и контрольного теста, слушатели знакомятся с основными методологическими положениями исследовательской и проектной деятельности, выполняют практические задания, основанные на реальной практике этой работы.
Рекомендуется от каждой школы направить на каждый из модулей по 2-3 человека в соответствии с их профилем.
Организация обучающих семинаров для руководителей и организаторов школьного этапа.
Важным фактором в повышении качества выполнения обучающимися исследовательских и проектных работ является профессиональные компетенции руководителей работ и экспертов в этой области. При этом традиционно для нашей образовательной системы у большинства учителей эти компетенции развиты недостаточно. Поэтому муниципальный координатор планирует, по необходимости, сеть семинаров для руководителей исследовательских и проектных работ школьников и экспертов из школ территории. Семинары проводятся на основе материалов курсов повышения квалификации и с приглашением специалистов. Главная цель семинаров – консультации руководителей по планам выполнения работ с обучающимися и подготовке их к участию в конференциях разного уровня. Координатор обеспечивает информирование коллективов образовательных организаций территории о графике проведения семинаров. В течение ноября-декабря в каждой территории рекомендуется провести 2-3 семинара.
Проведение муниципальной конференции.
Муниципальную конференцию проводит школа (или иная организация), утвержденная решением муниципального органа управления образованием, Муниципальный координатор осуществляет контроль за подготовкой и проведением конференции, формирует проект состава Оргкомитета и представляет его на утверждение. Координатор является ответственным секретарем Оргкомитета.
Оргкомитет муниципального этапа организует работу по следующим направлениям:
- подбирает для проведения муниципальной конференции руководителей секций (в соответствии с тематикой представленных работ);
- утверждает состав экспертных комиссий по секциям (по представлению руководителей секций);
- приглашает экспертов по разным тематическим направлениям (совместно с руководителями секций – из школ, научных учреждений, вузов и др);
- организует семинары и консультации для руководителей исследовательских и проектных работ на своей территории, а также экспертов;
- подготавливает и направляет в образовательные учреждения информационное письмо о проведении муниципального этапа;
- определяет норму представительства от школ на муниципальный этап,
- координирует работу и утверждает отчеты оргкомитетов школьного этапа Конкурса;
- утверждает списки победителей и призеров муниципального этапа и подает список участников регионального этапа Конкурса;
- рассматривает конфликтные ситуации, возникшие при проведении школьного и муниципального этапов;
- вносит предложения по совершенствованию проведения Конкурса;
- представляет ежегодный отчет по итогам школьного и муниципального этапов;
- организует награждение победителей и призеров муниципального этапа, а также подготовивших их научных руководителей.
Руководители секций муниципальной конференции:- формируют состав экспертных комиссий по своему направлению и представляют его муниципальному координатору;
- организуют предварительную экспертизу представленных на конференцию работ обучающихся;
- организуют экспертизу на муниципальной конференции;
- подводят итоги работы своей секции, определяют состав победителей, призеров, номинантов;
- готовят аналитические материалы по своему направлению для отчета о проведении муниципальной конференции.
Региональным и муниципальным органам управления образованием рекомендуется:- разработать информационную систему для сбора и обработки информации, on-line регистрации и экспертизы работ;
- проводить конференции преимущественно в стендовой форме;
- проводить экспертизу работ в соответствии с едиными критериями и регламентами для всех этапов;
- определить статус регионального (муниципального) ресурсного центра (университета, исследовательской организации, корпорации и др.) по проведению конкурса, которым на договорной основе делегировать следующие возможные полномочия:
- обучающие и методические семинары для руководителей исследовательских и проектных работ и экспертов по своим тематическим направлениям;
- проведение модулей дополнительных профессиональных программ повышения квалификации по различным аспектам исследовательской и проектной деятельности (при наличии соответствующей лицензии);
- проведение индивидуальных консультаций руководителей и авторов исследовательских и проектных работ на разных этапах их выполнения (дистанционные или очные);
- выезды специалистов на конференции и проведение экспертиз качества работы секций по своим тематическим направлениям и анализ соответствия работы экспертных групп критериям и регламентам проведения конференции с составлением рекомендаций;
- формирование сообщества экспертов конференций и конкурсов по своим тематическим направлениям;
- составление методических рекомендаций для руководителей исследовательских и проектных работ по своим тематическим направлениям.
Рекомендации по организации и проведению региональных туров Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского
1. Общие положения.
Региональный тур Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского (далее – Конкурс) является образовательной программой, направленной на повышение культуры исследовательской деятельности учащихся и педагогов в образовательных организациях региона.
Региональные туры являются частью структуры Конкурса. Основная функция региональных туров – развитие региональных систем исследовательской деятельности учащихся.
На базе регионального тура реализуется организационно-методическая работа по исследовательской деятельности учащихся в регионе. На базе регионального тура может быть создан ресурсный центр.
Задачи:- популяризация исследовательской деятельности среди учащихся, педагогов, родителей;
- консультации педагогов по вопросам организации исследовательской деятельности;
- формирование региональной базы участников исследовательской деятельности;
- проведение регионального тура – конференции, в соответствии с настоящими рекомендациями;
- взаимодействие с другими программами развития исследовательской деятельности учащихся в регионе.
Наличие регионального тура в регионе сохраняет возможность индивидуальной подачи учащимися своих работ через сайт Конкурса.
2. Учредители и организаторы.Учредителем регионального тура является региональное отделение Межрегионального общественного Движения творческих педагогов «Исследователь».
Региональный совет Движения привлекает организаторов регионального тура – органы управления образованием, научные, образовательные организации общего, профессионального образования, спонсоров. Рекомендуется привлекать в число организаторов ведущие университеты и научно-исследовательские институты.
Региональный тур проводится на базе одной из региональных образовательных организаций.
Рекомендуется выпуск приказа органа управления образованием и включение регионального тура в план его работы.
Региональное отделение формирует Оргкомитет и Экспертный совет регионального тура из числа представителей организаторов и специалистов, имеющих опыт экспертной работы на научно-практических конференциях школьников и руководства исследовательскими работами учащихся.
Председатель регионального отделения является либо председателем, либо заместителем председателя регионального Оргкомитета, он осуществляет контроль за подготовкой и проведением регионального тура.
Оргкомитет регионального тура организует работу по следующим направлениям:
- разрабатывает проект Положения о региональном туре, соответствующим Положению о Всероссийском конкурсе юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского, и представляет его на утверждение в региональный орган управления образованием;
- подбирает для проведения регионального тура руководителей секций (в соответствии с тематикой представленных работ);
- утверждает состав экспертных комиссий по секциям (по представлению руководителей секций);
- приглашает экспертов по разным тематическим направлениям (совместно с руководителями секций – из школ, научных учреждений, вузов и др);
- организует семинары и консультации для руководителей исследовательских работ и экспертов;
- подготавливает и направляет в образовательные учреждения информационное письмо о проведении регионального тура;
- утверждает список работ, приглашенных на очный этап;
- утверждает списки победителей и призеров регионального тура, а также список авторов, направляемых на Всероссийские чтения, организует их награждение;
- рассматривает конфликтные ситуации, возникшие при проведении регионального тура;
- вносит предложения по совершенствованию проведения Конкурса;
- представляет ежегодный отчет по итогам регионального тура в соответствии с формой.
Оргкомитет Конкурса организует обучающие вебинары для организаторов, руководителей работ и экспертов региональных туров.
3. Порядок проведения регионального тура.
Региональный тур включает заочный этап (экспертизу текстов исследовательских работ, отбор на очный этап) и очный этап – конференцию регионального тура.
Приветствуется проведение конференции регионального тура в течение более, чем одного дня, с организацией широкой научно-образовательной программы (торжественное открытие, междисциплинарная секция, лекции ученых, творческая программа, экскурсии, командная исследовательская работа и др.). При этом целесообразно организованное размещение участников на ночлег.
В качестве основной формы представления исследовательских работ рекомендуется стендовая форма. «Докладная» форма может выступать в качестве дополнительной, при этом главной ее целью является освоение учащимися навыков научной дискуссии.
Региональный тур может проводиться в рамках другой региональной конференции, но с раздельным подведением итогов на основании критериев Конкурса.
Состав секций регионального тура определяет Оргкомитет регионального тура, ориентируясь на предметные направления (секции), которые зафиксированы в Положении о Конкурсе.
Рекомендуемое время проведения регионального тура – январь-февраль.
4. Экспертиза работ.
Основой Конкурса является развивающая мотивирующая экспертиза исследовательских работ участников Конкурса.
В рамках каждого регионального тура организуется рецензирование работ учащихся, в соответствии с рекомендациями.
Эксперты и организаторы регионального тура организуют рецензирование и экспертизу исследовательских работ учащихся в соответствии с «Экспертной системой Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ имени В.И. Вернадского» (журнал «Исследователь/Researcher», 2018, № 3-4, с. 123, размещен на нашем сайте oodi.ru).
Оргкомитет регионального тура руководствуется рекомендациями, которые Оргкомитет Конкурса направляет в адрес Оргкомитета каждого регионального тура на основе анализа участия делегации от региона во Всероссийских чтениях им. В.И.Вернадского предыдущего года
Оргкомитет Конкурса проводит работу по анализу качества рецензий региональных рецензентов.
5. Подведение итогов и порядок выдвижения работ на Всероссийские юношеские Чтений им. В.И.Вернадского.
При распределении победителей и призеров регионального тура рекомендуются следующие статусы: победитель – делегат на Всероссийские чтения, призер – лауреат регионального тура, дипломант – участник очной части регионального тура. Номинант – в специальных номинациях.
Авторы лучших работ (делегаты от регионального тура) направляются на Всероссийские юношеские чтения им. В.И.Вернадского в Москву на льготных условиях.
Для каждого регионального тура устанавливается квота на количество мест, которая определяется на основе качества работ, направленных региональным туром в предыдущий год. Квота утверждается Оргкомитетом Конкурса.
Оргкомитет регионального тура загружает сведения о делегатах и их работах через сайт
www.vernadsky.info в соответствии с установленными требованиями не позже 7 рабочих дней после окончания тура. Работы, поступившие после 15 марта, не рецензируются. Обязательно наличие региональной рецензии на каждую работу.
Оргкомитет регионального тура вправе установить собственные призы и статусы для участников тура.
Победителям регионального тура и Всероссийских Чтений предоставляется возможность участия в международных программах Движения «Исследователь» на льготной основе.
Оргкомитет регионального тура может выпустить значки для обмена между участниками на Чтениях.