Проект «Развитие сетевого взаимодействия организаций в сфере экологического образования школьников в городе Москве»

Проект реализуется Межрегиональным общественным Движением творческих педагогов «Исследователь» (далее – МОД «Исследователь») и направлен на развитие исследовательских и проектных технологий в экологическом образовании старшеклассников г. Москвы. Является развитием проекта «Экологические исследования школьников – путь повышения экологической культуры населения», реализованным нашим Движением ранее.

Целью проекта является развитие сетевого взаимодействия в системе экологического образования города Москвы с участием общеобразовательных организаций, центров детского творчества, общественных организаций, университетов, производственных компаний и др. с целью повышения его эффективности и качества.

1. Разработка методического обеспечения сетевого взаимодействия образовательных и иных организаций в области экологии и биологии на основе исследовательской и проектной деятельности учащихся (сетевые образовательные технологии, методы создания межучережденческих детско-взрослых команд, сценарии организации образовательных событий в области экологии и биологии).

2. Совершенствование программно-методического обеспечения исследовательской и проектной деятельности обучающихся в области экологии и биологии (методики реализации ученических индивидуальных и командных проектов; методики проведения полевых работ; дополнительные общеобразовательные программы в области экологии).

3. Развитие межведомственного сообщества педагогов, наставников, руководителей исследовательской и проектной деятельности учащихся, совершенствование их предметных и психолого-педагогических компетенций.

4. Проектирование учебно-методических комплексов и оборудования для практических лабораторных и полевых занятий с учащимися в области экологии и их апробация в условиях реализации образовательных программ разного типа.

5. Создание научно-просветительских экологических объектов.

6. Совершенствование различных форм работы с обучающимися в области экологии, в т.ч. на реальных объектах городской среды и рекреационных зон, включая особо охраняемые природные территории; проведение экологических акций, квестов, хакатонов и др.

7. Проведение конкурсных событий – школьных экологических конференций, Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского, Всероссийского конкурса по отбору наставников в области экологического образования, Всероссийского конкурса «Экопатруль» для участников школ Москвы и других событий.

8. Информационное обеспечение проекта (СМИ, Интернет), издательская деятельность.

Главная идея проекта – интегрировать различные формы активности в области экологического и естественнонаучного образования  школьников в различных образовательных организациях в единую систему, что обеспечит повышение его эффективности и качества. Интеграция подразумевает обобщение программ и методик проведения уроков по биологии и экологии, кружков, экологических акций, экскурсий, экспедиций, конференций и конкурсов, на основе единой базы данных, развернутой на сайте Движения; консультации и обмен опытом между педагогами, реализующими программы в области экологии; проведение экологических акций, экскурсий, полевых практик, конкурсов и конференций исследовательских работ школьников; привлечение производителей учебного оборудования для разработки и апробации аппаратных комплексов для проведения полевых исследований в области контроля загрязнений окружающей среды, метеорологических параметров, биоиндикации и др.

В проект в качестве партнеров были приглашены московские школы №№ 14, 171, 1575, Университетская гимназия МГУ, Гимназия Святителя Василия Великого, Навигатор образовательных технологий, а также учащиеся и педагоги из более, чем 30 школ и центров творчества г. Москвы.

В рамках проекта учащиеся выработали единый план работы с включением единых образовательных программ, проведением экологических акций, конференций и конкурсов для учащихся (Всероссийский конкурс юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского, Научно-образовательный общественно-просветительский проект «Экологический патруль» и др.), научно-методических мероприятий для педагогов (Давыдовские чтения, Форум «Образовательная перспектива» и др.).

Построена модель сетевого взаимодействия организаций разной ведомственной принадлежности в области экологического образования и просвещения.

Разработаны и апробированы дополнительные общеразвивающие программы, рабочие программы уроков, экспедиционных практик, практикумов. Усовершенствованы учебно-методические материалы для учащихся и педагогов - модель проектной деятельности в экологическом образовании школьников, включая комплекс программно-методического обеспечения; методики реализации экологических исследований на уроках и во внеурочной деятельности (в рамках рабочих программ по предметам «Экология», «Индивидуальный проект», внеурочной деятельности и дополнительных общеобразовательных программ); методики проведения полевых практик и наблюдений учащихся в городских парках и ООПТ.

Разработан и реализован План межучрежденческих событий, включающий совместные экологические акции, конференции и конкурсы для учащихся и педагогов.

Разработано и апробировано учебное оборудование  для проведения практикумов и полевых практик школьников в области экологии и биологии.

На пришкольных территориях произведены высадка деревьев, созданы экологические арт-объекты.

Разработаны механизмы включения организаций разных юридических форм и ведомственной принадлежности в систему экологического образования.

Проведены конкурсные мероприятия - школьные экологические конференции, Всероссийский конкурс юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского, Всероссийский конкурс по отбору наставников в области экологического образования, Всероссийский конкурс «Экопатруль» и др. Подведены итоги Конкурсов, определены призеры и победители, состоялись церемонии подведения итогов и награждения победителей.

Информация о проекте опубликована в СМИ и социальных сетях, основные итоги доложены на Всероссийских конференциях: форуме «Образовательная перспектива», Давыдовские чтения.

  1. Повышено качество экологического образования и просвещения обучающихся, улучшены их результаты в области исследовательской и проектной деятельности (качество выполненных исследований и проектов, достижения на конкурсных мероприятиях);

  2. Повысилось качество взаимодействия в рамках  педагогического сообщества в области экологического образования и просвещения (через совместное участие в конкурсных мероприятиях, профессиональных обмен между педагогами и др.), повысилось качество наставничества;

  3. Повысилась информированность молодежи и населения в целом об экологических проблемах, их причинах и возможных последствиях; тысячи учащиеся на своем опыте приобщились к работе на природных комплексах Москвы.

  1. Количество обучающихся образовательных организаций – 12000 человек (участники Конкурса им. В.И.Вернадского, Конкурса «Экологический патруль», учащиеся дополнительных общеобразовательных программ, экологических практик).

  2. Количество разработанных программ, методик – 15.
    Количество обучающихся по программам магистратуры и бакалавриата (МГППУ), привлеченных к работе с обучающимися – 20 чел.

  3. Количество учителей, педагогов, экспертов –  более 300 чел. (в т.ч. 47 волонтеров).

  4. Количество выполненных экологических исследований и проектов – 1200.

  5. Количество граждан, ознакомленных с информацией о проекте – не менее 50 000 чел.