Модель организации исследовательской деятельности как части научно-практического образования учащихся профильных классов
Модель организации исследовательской деятельности как части научно-практического образования учащихся профильных классов

Модель организации исследовательской деятельности как части научно-практического образования учащихся профильных классов

           Современные тенденции в образовании являются отражением тех изменений, которые происходят в развитии общества. Как отмечают исследователи, наиболее значимы в этом отношении процессы глобализации и интернационализации [Старыгина]. В условиях современной высокотехнологичной цивилизации и диктата международного рынка труда происходит усиление практической направленности образования. В то же время современные образовательные стандарты в качестве приоритетного результата выдвигают идею формирования личности, способной к саморазвитию, «целенаправленной познавательной деятельности», «осознанию российской идентичности в поликультурном социуме» [ФГОС ООО]. Поэтому исследовательская деятельность в современном образовательном контексте имеет два направления: совершенствование универсальных практических навыков исследовательской работы, презентации ее результатов и формирование диалогового мышления, способности постигать поливариантный образ мира.
           Успешное развитие исследовательской деятельности учащихся требует наличия кадровых, методических, технических ресурсов. Поэтому в МАОУ «Центр образования № 13 имени Героя Советского Союза Н. А. Кузнецова» г. Тамбова исследовательская деятельность ведется на нескольких уровнях:
  • исследовательская деятельность школы — функционирование базовых экспериментальных площадок по внедрению инновационных методик в учебный процесс;
  • исследовательская деятельность педагогов;
  • исследовательская деятельность учащихся.
           Для эффективного развития всех указанных уровней в МАОУ «Центр образования № 13» определена новая стратегия управления и созданы управленческие центры.
  1.  Центр инновационной работы.
  2.  Центр психолого-педагогической поддержки.
  3.  Центр методической работы, осуществляющий методическое сопровождение исследовательской деятельности педагогов.
  4.  Центр информатизации и мониторинга образовательной деятельности.
  5.  Центр инклюзивного образования, курирующий социальные проекты, способствующие вовлечению в исследовательскую работу детей с ограниченными возможностями здоровья.
           Стратегические цели и задачи каждого центра соотносятся с концепциями экспериментальных площадок, задающих вектор развития деятельности школы. Работа экспериментальных площадок обеспечена устойчивым сотрудничеством с ведущими вузами региона — ФГБОУ ВО «ТГУ имени Г. А. Державина» и ФГБОУ ВО «ТГТУ». Обоснованность применения модели «школа — вуз» определена несколькими причинами: создание классов, спрофилированных на вуз, привлечение ученых для работы со старшеклассниками, создание кафедральной системы, организация деятельности научно-методического совета «Развитие», курирование исследовательской деятельности среди учащихся и преподавателей. При этом доминантой является переход к использованию уровневых и индивидуальных учебных программ.
           С 2008 года функционирует региональная экспериментальная площадка «Школа-лаборатория инновационного развития “Управление научно-исследовательской деятельностью как способ формирования ключевых компетентностей”», которая является ресурсным центром Тамбовской области по распространению методики, принципов и направлений исследовательской деятельности, разработанных и апробированных в собственной образовательной практике. Работа «Школы инновационного развития» направлена на создание условий, способствующих повышению мотивации учителя и ученика к исследовательской деятельности, и осуществление многоплановой аналитической оценки ее результатов. Школа-лаборатория осуществляет координацию научно-исследовательской деятельности образовательных организаций области, способствует созданию смыслового пространства, реализующего состояние «комплексности», в которое погружается исследовательская деятельность всех субъектов образовательного процесса.
          Трансляция инновационного опыта в образовательные организации региона традиционно происходит в различных формах:
  • Дни науки;
  •   открытые заседания кафедр;
  •   постоянно действующий семинар «Школа мысли»;
  •   мастер-классы;
  •   практикумы для руководителей исследовательской деятельностью обучающихся;
  •   круглые столы по реализации программ «Исследователь», «Одаренные дети», «Использование современного лабораторного оборудования для развития информационно-коммуникативных компетентностей учащихся»;
  •   отчеты творческих групп педагогов;
  •   школа дистанционного обучения «Грани +» (для сельских школьников);
  •   тематические консультации.
           По результатам исследовательской деятельности ежегодно проводится Открытый форум исследователей «Грани творчества», в котором принимают участие представители не только Тамбова и Тамбовской области, но и других регионов. С 2014 года форум носит статус открытого и включает в себя конференцию творческих работ учащихся 11–14 лет «Малые грани» и конференцию исследовательских работ учащихся 15–18 лет «Грани творчества».
           Важным аспектом работы форума является его просветительская миссия. Помимо подготовки и проведения конференций, оргкомитетом форума и членами жюри разработана система деятельности, направленная на содействие интеллектуальному развитию учащихся; пропаганду научных знаний и развитие у учащихся интереса к будущей профессиональной деятельности; популяризацию науки и научного образа мышления среди молодежи.
           Форум начал свой путь с работы «Школы молодого инженера», организованной в 1996 году. Впоследствии были созданы кафедры, объединяющие преподавателей вузов и школы. Это способствовало развитию исследовательской деятельности среди педагогов. Методические и психолого-педагогические исследования стали одним из этапов профессионального становления, а полученные практические результаты легли в основу создания единой концепции исследовательского обучения.
           Научно-методический совет «Развитие» и кафедры школы взаимодействуют с кафедрами двух ведущих вузов Тамбовской области — ФГБОУ ВО «ТГУ имени Г. Р. Державина» и ФГБОУ ВО «ТГТУ» для создания образовательной среды, отвечающей социальным и экономическим потребностям современности. На каждой ступени обучения в учебный план включен предмет «Проектирование». На третьей ступени обучение построено по индивидуальным образовательным маршрутам, в которых учитывается базовый уровень, углубленный уровень изучения отдельных предметов, интеграция предметных дисциплин. Данная образовательная парадигма строится на основе ведения новых дисциплин учеными вузов, использования лабораторий вузов и экспресс-лабораторий. Все это позволяет выстроить систему развития исследовательских компетенций с упором на выработку практических предпрофессиональных навыков.
           В результате в 2015–2016 учебном году разработаны проекты по развитию исследовательской деятельности учащихся в разных предметных областях.
           Гуманитарной кафедрой совместно с факультетом филологии ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина» разработан и реализуется проект «Филологическое партнерство-практическое образование как способ профессиональной реализации». Система работы построена таким образом, что учащиеся получают теоретические знания об актуальных вопросах в сфере гуманитарных наук, а также приобретают универсальные практические умения, необходимые для выполнения исследований. Преподавателями факультета филологии и журналистики подготовлен цикл лекций об актуальных проблемах, которые разрабатываются ведущими научными школами («Новые тенденции в современной литературе», «Современные литературные премии», «Национальный характер в зеркале современной литературы», «Диалог культур и современность», «Литературный Тамбов», «Введение в когнитивную лингвистику», «Новейшая история России в зеркале публицистики» и т. д.). В рамках данного проекта сформированы творческие группы на основе взаимодействия преподавателей средней и высшей школы. Тематика исследовательских проектов выбирается таким образом, чтобы она была интересна ученикам, но при этом входила в круг актуальных проблем, над которыми работают преподаватели и студенты. Это позволяет включать старшеклассников в качестве исполнителей в грантовые проекты, полученные университетом, что дает возможность участвовать в прикладных исследованиях и приобретать практические навыки и умения, опыт взаимодействия со студентами. Благодаря этому старшеклассники могут представлять результаты своих исследований не только на конференциях для школьников, но и на ежегодной студенческой конференции «Державинские чтения», публиковать материалы в сборниках для студентов, аспирантов и молодых исследователей и серьезных научных изданиях региона, например, в научном информационно-аналитическом журнале «Филологическая регионалистика». Все это способствует приобретению навыков социально-личностного взаимодействия, развитию исследовательской компетентности и профессиональной ориентации, которая является составной частью профильного обучения.
            Создан Медиацентр — творческая лаборатория учащихся старших классов, предназначенная для повышения информационной культуры старшеклассников, формирования способностей работать с информационным потоком, а также для реализации собственных проектов в области СМИ и проведения исследований в сфере информационно-коммуникативной культуры. Руководит Медиацентром доктор филологических наук, профессор А. И. Иванов. В качестве консультантов привлекаются журналисты региональных изданий, редакторы, фотографы, пиар-специалисты, контент-менеджеры, SEO-специалисты. Школьники совместно со студентами издают электронный журнал «За страницами школьного учебника». Многие навыки, приобретаемые школьниками при работе в Медиацентре, актуализируются при создании собственных исследовательских проектов. Так, навыки редактирования текстов, составления аннотаций, презентационных материалов, проверки оформления материалов в соответствии с требованиями, умение ориентироваться в информационном потоке и отличать серьезную и значимую информацию от вторичной и др. позволяют проводить грамотный анализ состояния проблемы, работать с разнородными источниками информации, правильно структурировать и оформлять собственное исследование. Немаловажное значение имеет и работа со словом — важный компонент медиаобразования. Это развивает умение работать с текстами разных стилей, научно оформлять информацию.
            Кафедра естественных наук руководит проектом «Современные методы исследования в дисциплинах естественно-научного цикла», осуществляемым совместно с кафедрами «Химия и химические технологии», «Природопользование и защита окружающей среды» ФГБОУ ВО «ТГТУ». В рамках реализации проекта для учащихся запланирован цикл лекций об актуальных направлениях в современном естествознании, о возможностях использования лабораторий, имеющихся в научных центрах ФГБОУ ВО «ТГТУ», для проведения исследовательских работ учащихся («Введение в нанотехнологию», «Титрование как метод аналитического исследования» и др.). Данный проект способствует функционированию в МАОУ «Центр образования № 13» технологического центра естественно-научных дисциплин, включающего биолабораторию и учебно-опытные участки.
           Физико-техническая кафедра работает над проектом «Технологии обучения научно-техническому творчеству и воспитание творческой личности», осуществляемым совместно с кафедрами «Биомедицинская техника» и «Электрооборудование и автоматизация» ФГБОУ ВО «ТГТУ». Проект основан на авторской программе доктора технических наук, профессора, заслуженного изобретателя РФ Е. И. Глинкина. Процесс анализа и синтеза инновационных решений в рамках информационной технологии творчества «формирует творчество субъекта от теоретических знаний к практическим навыкам» [Глинкин, Курбатова, Ферман 2013].
           Психолого-педагогическая кафедра совместно с кафедрой психологии и педагогики ФБГОУ ВО «ТГУ имени Г. Р. Державина» активно внедряет в учебно-воспитательный процесс исследовательские методики. Психолого-педагогическая лаборатория школы является базой для прохождения педагогической практики студентов, в ходе которой они подключаются к проектно-исследовательской деятельности старшеклассников. Кафедра проводит мониторинг, обеспечивающий систематическое оценивание индивидуальных образовательных достижений; разрабатывает вариативные, интегрирующие учебно-методические материалы, осуществляет адресное сопровождение и поддержку одаренных учащихся; способствует профессиональному развитию и методической поддержке педагогов.
           Модель организации исследовательской работы основана на деятельностном подходе, при котором повышается роль ответственности и самостоятельности в познавательном процессе. Такой подход отражается в традиционных итоговых мероприятиях.
           Таким образом, организация исследовательской деятельности направлена на личностное развитие как результат постижения реальности с помощью научного метода. Формирование исследовательской компетентности происходит с учетом индивидуальных образовательных потребностей, связанных с предпрофессиональной подготовкой, и на основе получения практических навыков, помогающих ориентироваться в сфере современных информационно-технических, социокультурных, экономических новаций. 

Литература

  1. Глинкин, Курбатова, Ферман 2013 — Глинкин Е. И., Курбатова И. В., Ферман А. А. Академия творчества. Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2013.
  2. Старыгина — Старыгина А. М. Глобальные тенденции в мировом образовании как причина модернизации отечественной образовательной системы. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/globalnye-tendentsiiv-mirovom-obrazovanii-kak-prichina-modernizatsi...
  3. ФГОС ООО — Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. URL: https://fgos.ru/

Количество показов: 686