Журнал Исследователь

Журнал Исследователь №2 2020


Система организации проектной и исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в городе Краснодаре

          В статье поднимается вопрос организации проектной и исследовательской деятельности детей дошкольного возраста, ее особой важности на современном этапе образования.

Кабанова Надежда Васильевна

Формирование исследовательского потенциала у дошкольников: от теории к практике

         Статья посвящена теоретическим и практическим вопросам становления человека как исследователя. Рассмотрено понятие «исследовательский потенциал» и его динамика на протяжении всей жизни человека. Выделены ведущие факторы в формировании исследовательского потенциала дошкольника. Определена значимость исследований на дошкольном этапе образования. Проанализирована общая структура исследования, характерная для всех этапов образования: от дошкольного до академического, в том числе изменение продолжительности исследования и методов исследования на всех ступенях образования. Показано, что с ростом продолжительности исследований увеличивается детальность и/или точность проводимых замеров в результате использования различных методов на каждой ступени образования. Это позволяет обосновывать применение тех или иных методов исследований при разработке оборудования для различных ступеней образования. Изложенные теоретические аспекты рассмотрены на примере разработанных автором пособий для дошкольного образования серии «Экознайка», ориентированных на исследование окружающей среды.

Марголина Ирина Леонидовна

Развитие исследовательской деятельности в дошкольном возрасте как процесс поступательной дифференциации ее компонентов

          В статье рассматривается проблема педагогической поддержки исследовательской деятельности дошкольников в связи со спецификой ее онтогенетического развития, которое происходит путем постепенной дифференциации компонентов исследовательской деятельности. Такой путь педагогической поддержки противостоит формальному способу последовательного «прохождения» этапов исследования, который приводит к обессмысливанию данной деятельности для ребенка и потере мотивации. Результатом правильного понимания и педагогической поддержки детской исследовательской деятельности будет сформированная у ребенка исследовательская позиция, которая служит надежным залогом дальнейшего развития ребенка как исследователя, у которого доминирует познавательный мотив.

Трифонова Екатерина Вячеславовна

Модель организации исследовательской деятельности как части научно-практического образования учащихся профильных классов

          Статья посвящена описанию опыта развития исследовательской деятельности в МАОУ «Центр образования № 13 имени Героя Советского Союза Н. А. Кузнецова» г. Тамбова. Исследовательская деятельность там ведется на уровнях школы, педагогов и учащихся. Коллективу «Центра образования № 13» обеспечивается сотрудничество с ведущими высшими учебными заведениями региона: создаются классы, спрофилированные на вуз, привлекаются ученые для работы со старшеклассниками, создана кафедральная система, организована деятельность научно-методического совета «Развитие», курируется исследовательская деятельность среди учащихся и преподавателей образовательного учреждения.

Богданова Олеся Юрьевна

Привлечение школьников и студентов к исследованиям окружающей среды, актуальным для фундаментальной и прикладной науки: иностранный и российский опыт

          За рубежом и в России в настоящее время активно развиваются новые формы привлечения в научную деятельность молодых исследователей — школьников и студентов. В данной статье проведен анализ имеющихся зарубежных практик, направленных на вовлечение школьников и студентов в массовые эксперименты, а также программ, ориентированных на научные открытия, рассмотрен опыт авторов в организации подобных мероприятий в России. Представленные материалы могут быть полезны при разработке новых проектов в области гражданской науки.

Власов Валентин Викторович / Воронина Елена Николаевна / Галямова Мария Рашитовна / Седых Сергей Евгеньевич

«Человек и мир»: изучая мир вокруг себя

Взаимодействие человека и мира в глобальной повестке дня охвачено концепцией «устойчивого развития». В работе с детьми и подростками важно не столько изучать текст этой концепции, сколько выстраивать деятельность по присвоению основных ее целей и принципов через изучение мира вокруг себя. Насколько та природа, то общество, те созданные человеком индустрии, строения, природопользование позволяют не ухудшать, а, желательно, улучшать конкретную часть мира для следующих поколений? При этом важно развивать системное видение взаимосвязей всех элементов в локальной экосистеме и специфики ее связи с глобальными процессами, происходящими в мире. Тезис «думай глобально, действуй локально» может выступить продуктивным для любой практики образования, особенно в русле экологического, социально-гуманитарного и краеведческого направлений деятельности с учащимися. Важно, чтобы локальные и глобальные процессы в мире изучались во времени, через понимание логики развития, прогнозирование будущего и осознание своей ответственности за мир вокруг себя во взаимодействии с другими людьми. В водной статье представлены основные проблемы и вопросы, которые обсуждаются в номере журнала, посвященного теме «Изучая мир вокруг себя».

Обухов Алексей Сергеевич