Подготовка педагога к деятельностной практике обучения: готовить и переподготавливать

Подготовка студентов-инструкторов для организации исследовательской деятельности школьников в молодежном экологическом центре г. Арзамаса

          В городе Арзамасе сложилась давняя традиция воспитания экологической культуры учащихся через выполнение научно-исследовательских работ под руководством ведущих специалистов педагогического института. С 1997 года при естественно-географическом факультете был создан Молодежный экологический центр (МЭЦ) города, призванный координировать все формы экологического воспитания и образования учащейся молодежи. Одним из приоритетных направлений его деятельности стало научно-исследовательское. Исследовательские работы выполняются с помощью корректной с научной точки зрения методики, преимущество отдается биоиндикационным методам мониторинга состояния окружающей среды своего региона. Большое внимание уделяется исследованиям экологического состояния особо охраняемых природных территорий города и Арзамасского района.
          Ежегодно по итогам учебно-исследовательской деятельности оформляются творческие работы, с которыми учащиеся выступают на городских, районных, областных и российских научно-практических конференциях. Работы занимают призовые места, получают высокие оценки специалистов.
          Созданию МЭЦ предшествовала реализация молодежного проекта «Организация эколого-краеведческой деятельности учащейся молодежи как одно из направлений экологического образования», связанного с разработкой программы экологических исследований состояния окружающей среды своего региона и проведением мониторинговых исследований водной, наземно-воздушной и почвенной сред обитания живых организмов города Арзамаса и отдельных особо охраняемых территорий Арзамасского района, получившего грант ISAR по программе «Семена демократии». В выполнении исследований наряду со студентами участвовали учащиеся старших классов МБОУ СОШ №16 с углубленным изучением ряда предметов (эколого-биологического цикла). Участие школьников в экологических олимпиадах требовало выполнения исследовательских работ экологической направленности. В 1990-х годах от каждой школы требовалось по одной комплексной работе на всех, участвовавших в олимпиадах представителей данного учреждения. Однако, с начала XXI века подход был изменен, в настоящее время требуется от каждого школьника индивидуальная работа. Школьному учителю биологии выдать под своим руководством 6-9 качественных работ чаще всего не под силу, потому с 1997 года в рамках образовательного направления в МЭЦ создан банк данных научно-методического обеспечения эколого-краеведческой работы, используемый при проведении зимних и летних школ «Юного эколога» и кружков «Юный эколог», «Юный исследователь природы». На настоящий момент для учащейся молодежи города на базе лабораторий естественно-географического факультета Арзамасского филиала Нижегородского государственного университета имени Н.И. Лобачевского проведено более 20 зимних школ и 20 летних эколого-туристических лагерей на базе биостанции института в Пустынском заказнике Арзамасского района и на базе МБОУ СОШ №16 в городе с выездами в ООПТ региона для проведения исследований состояния окружающей среды. Инструкторами как зимней, так и летней школ «Юного эколога» наряду с преподавателями Арзамасского филиала Нижегородского государственного университета имени Н.И. Лобачевского и учителями ряда городских школ являются студенты старших курсов естественно-географического факультета, которые овладевают навыками организации исследовательской деятельности школьников, начиная с 3 курса.
           Учебные планы специалитета (специальности биология - с дополнительной по химии и географии - с дополнительной по биологии) предусматривали достаточно большой набор курсов по выбору как психолого-педагогической, так и специальной направленности. Ежегодно студентами были востребованы такие курсы как «Фенологические наблюдения в природе», «Мониторинговые исследования состояния окружающей среды в школьном курсе биологии», «Возрастная физиология», «Школьные биологические кружки и факультативы», «Биоиндикационные исследования с помощью животных» и ряд других. Программы всех курсов предусматривали занятия, на которых студентами отрабатывались методики исследования, доступные для школьников.
          Новые ФГОСы общего образования предусматривают вовлечение учащихся школ с первых классов в исследовательскую деятельность, однако, переход вузов на обучение по планам бакалавриата практически не дает возможности организации специальных курсов для подготовки студентов к исследовательской деятельности со школьниками. Более того, сокращены учебные (полевые) практики по всем основным дисциплинам (зоология, ботаника, экология, землеведение, методика обучения биологии) до минимума. Так, в планах специалитета полевые практики по зоологии беспозвоночных и позвоночных предусмотрены в количестве 72 часов каждая, в то время как у бакалавров профилей Биология и География (пятилетний срок обучения) на данные учебные практики отводится только по 18 часов. Такое сокращение аудиторной работы со студентами требует поиска новых подходов к обучению их навыкам организации как самостоятельных исследований, так и исследовательской деятельности со школьниками. Нам видится решение проблемы в организации индивидуальной работы с каждым студентом старших курсов в рамках самостоятельной работы, которой уделяется большое внимание.