Сборники методических материалов

Подготовка педагога к деятельностной практике обучения: готовить и переподготавливать

Выбираю сотворчество

          Отмечается значение роли педагога в развитие исследовательской деятельности учащихся. Основной акцент ставится на взаимодействии педагога и ученика как сотворчества.

Кононова Любовь Александровна

Анализ собственного опыта руководства проектной деятельностью обучающихся и поиск путей повышения эффективности данной работы

         Учитель дает анализ своей практики сопровождения проектной деятельности учащихся. На основе рефлексии собственной профессиональной деятельности в этой области делаются предложения по совершенствованию данного направления в масштабах школы.

Подольский Василий Сергеевич

Технологические аспекты деятельности учителя по организации учебно-исследовательской работы с учащимися

          В статье описывается опыт использования исследовательской деятельности в целостном педагогическом процессе. Рассматривается содержание дидактической технологии деятельности учителя по организации исследовательской работы учащихся как форма организации межличностного взаимодействия учителя и ученика, в ходе которого происходит трансляция культурных традиций научного познания.

Фатьянова Наталья Митрофановна

Учебно-исследовательская деятельность как ресурс развития творческого потенциала современного учителя

          В статье представлен опыт вовлечения современных учителей в практику исследовательского обучения. Это дает ему возможность постоянно находиться в профессиональном развитии. Отмечается, что в профессиональных компетенциях педагога культура исследовательской деятельности должна занять достойное место, так как эта область позволяет не только ученику, но и учителю показать широту кругозора и интересов, вложив развивающие смыслы в педагогическое творчество и сотворчество с воспитанниками.

Чикалова Валерия Алексеевна

Подготовка студентов-инструкторов для организации исследовательской деятельности школьников в молодежном экологическом центре г. Арзамаса

          Представлен опыт практического вовлечения студентов педагогического образования с двойной задачей – проведение собственных исследований и освоение позиции руководителя исследовательской деятельностью школьников. Основной формат организации такой практики – зимние и летние экологические лагеря

Малафеева Евгения Федотовна / Марина Антонина Васильевна / Трифонова Екатерина Вячеславовна

Особенности научно-методического сопровождения педагогов, работающих с одаренными детьми в Челябинской области

          В статье рассматриваются основные направления организации работы с одаренными детьми в образовательных учреждениях Челябинской области в условиях введения новых образовательных стандартов и реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов. В концепции отмечена необходимость не только создания условий для развития способностей детей и молодежи, но и повышения профессионального мастерства педагогов, осуществляющих сопровождение и поддержку рассматриваемой категории детей. Одной из основных задач учреждения дополнительного профессионального образования в части научно-методического сопровождения педагогов, работающих с такими детьми, является поддержка и распространение лучшей практики работы образовательных учреждений, а также эффективных методов обучения. Кроме того, авторы статьи обращают внимание на процессы совершенствования профессиональной компетентности педагогов.

Белова Татьяна Геннадьевна / Маковецкая Юлия Геннадьевна

Современные требования к организации научно-исследовательской деятельности студентов вузов

          В статье представлены современные требования к организации научно-исследовательской деятельности студентов вуза. В них в первую очередь входит выстраивание образовательного процесса на основе исследовательского подхода, создание условий для творчества, мотивированная и организованная поддержка исследовательских инициатив обучающихся.
           

Белова Татьяна Геннадьевна

Организация общественной экспертизы образовательной организации в условиях государственно-общественного управления

          Представлена программа повышения квалификации для руководителей, заместителей руководителей образовательных организаций, методистов, педагогов-библиотекарей. Программа направлена на подготовку квалифицированных экспертов для анализа деятельности образовательной организации в условиях государственно-общественного управления.
          

Соловьева Мария Федоровна

Реализация учебно-исследовательской деятельности учащихся общеобразовательной школы: методические рекомендации для преподавателей

          Представлены методические рекомендации для преподавателей по проведению занятий по программе модульного курса «Содержательно-процессуальные аспекты учебно-исследовательской деятельности обучающихся в условиях введения и реализации ФГОС общего образования». В методических рекомендациях рассматриваются подготовка и реализация учебно-исследовательской деятельности учащихся в условиях общеобразовательной школы. Материалы представлены в логической последовательности от первых шагов по работе над учебным исследованием до её завершающего этапа – защиты. Методические рекомендации содержат как научно-теоретические материалы, так и примеры практического характера, обеспечивающие помощь в эффективной работе над учебным исследованием. Методические рекомендации адресованы руководителям и педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений, осуществляющих работу по организации и реализации учебно-исследовательской работы учащихся.

Ильина Анна Владимировна / Маковецкая Юлия Геннадьевна

Введение педагога в методологическую культуру проектной и исследовательской деятельности

         В статье выстраивается оппозиция двух разных онтологических оснований понимания проектной деятельности: с одной стороны, в фокусе нормативно-деятельностной трактовки в качестве конструктивно-технологического средства развития систем и содержания образования, с другой стороны, в фокусе антропологического подхода как средства развития субъектности с использованием рефлексивных форм профессионального сознания педагога, что и обуславливает механизм раскрытия человеческого потенциала.

Зверев Сергей Михайлович

Подготовка педагога к деятельностной практике образования на основе принципа «Учимся делать, делая»

          Ключевая составляющая в модернизации образования – профессиональная позиция педагога. Если мы хотим создать практику образования на основе идей культурно-исторической психологии Л.С. Выготского, в логике системно-деятельностного подхода, как этого требует ФГОС. То, естественно, и педагога следует готовить в той же логике и с помощью тех же методов. В статье показано, как базовые идеи Л.С. Выготского могут выступать основанием для конструирования процесса подготовки педагога к вариативной практике развивающего образования. Ключевой посыл такого подхода: «Учимся делать, делая».

Обухов Алексей Сергеевич