Исследовательская и проектная деятельность учащихся: программы гуманитарной направленности

Использование метода проектной деятельности на уроках истории

          Современная общеобразовательная школа или гимназия должна формировать целостную систему универсальных знаний, навыков и умений. Важным звеном в процессе обучения является также получение опыта самостоятельной деятельности. Ключевым методом, развивающим целый комплекс умений, в том числе и навыки самостоятельной исследовательской деятельности, является проектное обучение.
          Это метод направлен не просто на интеграцию фактов, но и на применение актуализированных знаний, а также на «приобретение новых для активного включения в проектную деятельность, освоение способов детальности в социокультурной среде».
          Доктор педагогических наук Е.С. Полат определяет метод проектов как «определенным образом организованную поисковую, исследовательскую деятельность учащихся, индивидуальную или групповую, которая предусматривает не просто достижение того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но организацию процесса достижения этого результата».
          Н.В. Решетка выделяет следующие цели проектного обучения для учеников:
  •  1 – самостоятельно достигать намеченной цели;
  •  2 – предвидеть проблемы или трудности, которые могут возникнуть на пути достижения цели;
  •  3 – получение навыков работы с информацией;
  •  4 – получение навыков проведения исследований, передачи и презентации полученных знаний и опыта, работы и делового общения .
        И.Г. Лукина указывает на несомненные преимущества данного метода: 
  •  высокая коммуникативность и активное вовлечение участников в учебную деятельность;
  •   каждый учащийся несет личную ответственность за полученный результат;
  •   развивает самостоятельное мышление;
  •   применение полученных знаний на практике;
  •   работа над проектом создает активную образовательную среду на уроке и за его пределами, побуждая учащихся быть деятельными;
  •   метод учит работать с информацией;
  •   метод способствует социализации учащихся, позволяя им выполнять различные социальные роли.
       Краткий обзор современной научной литературы по педагогике привел автора данной работы к мысли о том, что при неоспоримых достоинствах метод проектного обучения имеет и недостатки, о которых вышеуказанные авторы практически не говорят ничего. Главным сущностным недостатком метода проектного обучения на уроках истории является трудность его использования для учителя по ряду причин, которые будут рассмотрены нами ниже.
       Реализация метода проектного обучения на самих уроках истории частично затруднена по причине необходимости выполнения государственной программы. Довольно большие объемы информации, которые учащиеся должны усвоить, легче «выдать» традиционным путем проведения школьных лекций при том количестве часов, которым располагает учитель (2 часа истории в неделю). Эти условия создают определенные рамки для реализации метода проектного обучения на уроках истории, однако вовсе не исключают такую возможность. Практически каждый урок истории в средней школе представляет собой изучение нового материала, поэтому необходимо устанавливать цели проектного обучения, которые соответствуют учебной программе, использовать в материале для урока минимальный набор необходимых новых дат, имен и событий.
       Следующей проблемой является подбор материалов к уроку. Развитие критического мышления в истории связано с обращением к тексту первоисточника , поэтому при внедрении исследовательской практики на уроках истории необходимо верно подобрать источниковую базу. Тот набор выдержек из документов, который всегда есть в учебнике, не может быть удовлетворительным для наших целей по нескольким причинам:
  •  1 – отсутствие системности (один источник по целой ситуации никак не может стать основой для полноценного анализа с обоснованными выводами);
  •  2 – фрагментарность (источник, как правило, представлен не полностью, имеются лишь отрывочные сведения);
  •  3 – презентация источника (в цветной рамке, современным шрифтом) скорее препятствует развитию интереса к познанию и анализу, нежели способствует ему.
       Таким образом, для эффективного использования метода проектного обучения на уроках истории учителю необходимо самостоятельно составить источниковую базу для каждого конкретного урока, отвечающую его целям и задачам. 
       Составление источниковой базы - дело сложное и требующее определенной компетенции. В первую очередь возникает проблема с выбором круга источников. Если мы сосредотачиваем свое внимание на важном политическом событии в истории, то стоит помнить, что всегда есть как минимум две конфликтующие стороны (государства, политические партии, союзы, личности и т.д.), поэтому для достижения объективности необходимо представить источники, созданные как той, так и другой стороной. Если сведения разнятся в источниках, то это нуждается в отдельном комментарии учителя. Для примера возьмем урок по внешней политике российских княжеств в первой половине XIII в. Одним из событий в данный период было ледовое побоище (1242 г.).
       Ученикам предлагается ознакомиться с разными аутентичными источниками, описывающими данное событие (три русских и один немецкий), и заполнить таблицу. Выборка источников (Новгородская первая летопись, Лаврентьевская летопись, немецкая рифмованная хроника и псковская летопись) сделана на основании исследовательской работы историка И.Н. Данилевского.
       Новгородская I летопись: «И наехаша на полкъ Немци и Чюдь и прошибошася свиньею сквозе полкъ, и бысть сеча ту велика Немцемь и Чюди. Богъ же и святая Софья и святою мученику Бориса и Глеба, еюже ради новгородци кровь свою прольяша, техъ святыхъ великыми молитвами пособи Богъ князю Александру; а Немци ту падоша; и, гоняче, биша ихъ на 7-ми верстъ по леду до Суболичьскаго берега; и паде Чюди бещисла, а Немець 400, а 50 руками яша и приведоша в Новъгородъ. А бишася месяца априля въ 5, на память святого мученика Клавдия, на похвалу святыя Богородица, в субботу».
       Лаврентьевская летопись (опирается на великокняжеский свод, составленный при сыне Александра Дмитрии в 1281 г.): «В лето 6 750. Ходи Александръ Ярославичь с Новъгородци на Немци и бися с ними на Чюдъскомъ езере у Ворониа камени. И победи Александръ, и гони по леду 7 верст секочи их».
       Немецкой Рифмованной хроники: «С обеих сторон убитые падали на траву. Те, кто был в войске братьев, оказались в окружении. У русских было такое войско, что, пожалуй, шестьдесят человек одного немца атаковало. Братья упорно сражались. Всё же их одолели. Часть дорпатцев вышла из боя, чтобы спастись. Они вынуждены были отступить. Там двадцать братьев осталось убитыми и шестеро попали в плен».
       Псковская летопись:


       Таблица в данном случае носит вспомогательный характер для учащихся. После ее заполнения ученики должны составить современный исторический нарратив об этом событии, объяснив расхождения в данных.
       Таким образом, мы рассмотрели цели, преимущества и недостатки метода проектного обучения на уроках истории, а также привели пример проведения такого урока в средней школе. Этот метод является затратным при подготовке, но высокоэффективным средством обучения.
       Литература:
  •  1. Лукина И.Г. Организация проектной деятельности на уроке как способ раскрытия творческого потенциала учащихся // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2007. № 43-2. С. 144-148.
  •  2. Полат Е.С. Метод проектов // Иностранные языки в школе. 2000. № 2, 3.
  •  3. Решетка В.В. Проектный метод обучения как средство реализации практикоориентированной технологии // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2013. № 2. С. 83-86.
  •  4. Bernhard R. Teaching to think historically using textbooks. Insights for initial teacher education drawn from a qualitative empirical study in Austria // EDUCATIO SIGLO № 36, Вып. 1. С. 41-58.