Сборники методических материалов

Исследовательская и проектная деятельность учащихся: программы гуманитарной направленности

Организация познавательного процесса на уроках гуманитарного цикла на основе системы исследовательских заданий. Исследовательские задания на уроках предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Представлена методическая разработка по организации исследовательской деятельности учащихся в области гуманитарных наук. Предложена типология исследовательских заданий, в ходе которых может осуществляться герменевтический анализ различных текстов, развитие текстового мышления. При отборе материалов для изучения учащимися важно представить тексты, отражающие различные точки зрения и характеризующие различные стороны изучаемого явления, таким образом раскрывается незаконченность и относительность гуманитарного знания, создаются условия для двузначного понимания как научного анализа и как диалога, обмена смыслами, взаимопонимания. Представленные типы исследовательских заданий могут быть использованы при построении образовательного процесса на других предметах гуманитарного и эстетического цикла, таких как литература, история, музыка, изобразительное искусство. Способы применение исследовательских заданий на уроках представлены на примере предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

Лестева Елена Викторовна

Программа внеурочной деятельности на основе исследовательской деятельности «Символика и своеобразие наличников» для 5-7 классов

          Представлена программа внеурочной деятельности «Символика и своеобразие наличников Шегарского района Томской области», которая разработана для обучающихся 7-9 классов. Программа выстроена на основе идеи вовлечения учащихся в исследовательскую деятельность. Подразумевается, что обучающиеся 7- 9 классов уже знакомы с исследовательской деятельность . И содержание программы направлено на вкл чение учеников в практическую исследовательскую работу в области краеведения.

Барский Максим Сергеевич

Программа «Объекты всемирного наследия ЮНЕСКО в России» для учащихся 8-9 классов

         Представлена программа для учащихся 8-9 класса. Содержание элективного курса позволяет познакомить учащихся с объектами природного и культурно-исторического наследия на территории РФ. Узнать об истории ЮНЕСКО, о выда щихся культурных и природных ценностях, составляю щих достояние всего человечества нашей страны, расширить географический кругозор школьников, повысить их культурный уровень. Курс «Объекты всемирного наследия ЮНЕСКО в России» дает учащимся основные знания о сохранности и целостности уникальных природных комплексов, «своего планетарного дома», необходимые для понимания основных направлений развития современного мира. Курс может иметь существенное образовательное значение для дальнейшего изучения географии и может быть рекомендован для изучения учащимся разных профилей. Занятия по этому направлению позволяют получить навыки самостоятельной работы, исследовательской деятельности, научиться анализировать результаты и делать выводы. Изучение курса предполагает работу с разными источниками информации. Содержание каждой темы элективного курса вкл чает в себя индивидуальную или коллективную работу учащихся.

Гаджиева Елена Михайловна / Яковлева Наталья Владимировна

Использование метода проектной деятельности на уроках истории

         Ключевым методом, развивающим целый комплекс умений, в том числе и навыки самостоятельной исследовательской деятельности является проектное обучение. Для эффективного использования метода проектного обучения на уроках истории учителю необходимо самостоятельно составить источниковую базу для каждого конкретного урока, отвечающую его целям и задачам. В статье представлен конкретный пример сопоставительного метода анализа источников – как одного из приемов развития исследовательских способностей на уроках истории.

Пименов Павел Сергеевич

Программа курса внеурочной деятельности «Нешкольная история»

          Представлена программа курса внеурочной деятельности «Нешкольная история», которая имеет научно-познавательный характер. Данная программа описывает форма организации совместной работы школы с учреждением высшего образования, что дает новые средства реализации активного познавательного и коммуникативного обучения.

Зырянова Ирина Сергеевна

Технология создания буктрейлеров на уроках литературы как способ активизации творческого мышления учащихся

          Развитие языковой компетенции школьников сегодня неразрывно связано с использованием междисциплинарных и межпредметных подходов в процессе обучения. Один из путей реализации таких подходов – использование технологии создания буктрейлеров на уроках литературы и искусства. Подготовка итогового продукта требует от обучающихся совмещения различных лингвистических и информационно-технологических знаний, способствует развитию телекоммуникационных навыков и творческих способностей, формирует положительную мотивацию к чтению книг.

Тарасова Людмила Владимировна

Организация исследовательской работы с учениками средней школы на занятиях кружка «Основы журналистики»

         В статье раскрывается о том, как различные аспекты исследовательской деятельности могут быть реализованы при вовлечении школьников в рамках занятий журналистикой. Эта работа обеспечивает деятельностный подход в обучении, представляет собой внеурочные занятия, поддерживающие единые подходы в обучении и воспитании детей. На занятиях журналистикой ребята получают задания исследовательского характера, побуждающие их использовать различные методы: изучение научных статей и книг; проведение социологических опросов; систематизация полученных данных; эксперименты; практическое применение полученных данных.

Андреева Светлана Викторовна

Реализация лингвокультурологической компетенции в аспекте школьного научного исследования по русскому языку

         В статье рассмотрена этапность работы над школьными исследованиями, основой которых является базовая категория лингвокультурологии – «концепт». Привлечение этого понятия в школьные исследования представляется закономерным, так как ученые-культурологи и лингвисты обосновали возможность описания этнокультурных особенностей, закрепленных в языке и проявляющихся в речи через концепты. Выделены следу щие этапы работы: пропедевтический; выбор концепта для исследования; определение ядра «концепта»; исследование языкового выражения концепта в общественном сознании; статистическое и социологическое исследование существования концепта в современном сознании носителей языка; сравнение изученного концепта с аналогичными в других культурах.

Ерошевич Анна Викторовна

О визуальном комментарии к художественному тексту: жанр, которого пока нет. Методика проведения междисциплинарных и интегративных исследований

          Предлагается новый метод в литературоведении – визуальный комментарий, который может быть использован наряду с давно известными видами комментария. На конкретных примерах показано, как взаимосвязаны образ и текст, и как их взаимосвязь может усиливать понимание содержания художественного текста.

Абелюк Евгения Семеновна

Практика организации исследовательское деятельности по русскому языку в 5 – 7 классах

         Учебно-методическая разработка адресована преподавателям – научным руководителям исследовательских работ учащихся 5 – 7 классов. В ней собран теоретический материал по основам исследовательской деятельности. Обоснована возможность и необходимость организации исследовательской деятельности в среднем звене в рамках изучения русского языка.

Асеева Дарья Владимировна

Исследование в гуманитарной сфере: субъективный образ мира и становление рефлексии

      Отмечается, что гуманитарное исследование направлено на исследование культуры и человека, человека в контексте культуры, знаково-символического пространства жизни человека во времени. В школьных предметах гуманитарное исследование может быть развернуто максимально, что дает возможность выхода учащихся на рефлексивную позицию по отношению к культурному контексту своей жизни и самим себе. Исследования в гуманитарной сфере для школьников во многом выступа т как средство становления адекватного образа мира и себя в мире, особенно, если в нем развернута рефлексивная составляющая.

Обухов Алексей Сергеевич