Исследовательская и проектная деятельность дошкольников и младших школьников

Проектная деятельность дошкольников: мультфильм по сказке В. Сутеева «Под грибом»

        Наша группа – логопедическая, её посещают дети с общим недоразвитием речи. Познавательная инициатива, вопросы, рассказы, фантазирование, продуктивная деятельность – это очень сложно для таких деток. Поэтому, занимаясь проектной деятельностью, мы ставим целью помочь воспитанникам сделать самостоятельный исследовательский шаг и привлечь родителей к совместной творческой деятельности со своим ребёнком. Мы пытаемся создать условия для того, чтобы ребёнок, проявив интерес, удовлетворил его, осуществляя при этом некоторое исследование; для того, чтобы почувствовал собственную значимость. Результатом для нас является видимое изменение в воспитанниках: приобретение навыков интересоваться, искать, предлагать пути решения вопросов, презентовать полученный результат.
        Представим долгосрочный детско-взрослый проект. Родился он стихийно, из интересного рассказа воспитанника одного из наших выпусков. Однажды мальчик нашей группы с родителями посетил мастер-класс по изготовлению мультфильма детьми, сделал мультфильм и принёс его в группу. Рассказ ребёнка захватил других. У детей возникла идея самим сделать мультфильм. Мы поддержали их: начали вместе намечать план действия, выбирать тему, материалы. В это время происходило знакомство со сказкой «Никита Кожемяка»: читали текст, смотрели профессиональный мультфильм. Кто-то из воспитанников подал идею сделать мультфильм по этой сказке. Идея пошла на «ура». Полгода активной совместной работы - и мультфильм был готов. Не буду очень подробно останавливаться на этапах реализации этого проекта, так как упоминаю о нём как о начальной точке отсчета нашего нынешнего проекта. Скажу только, что с тем выпуском мы изготовили великолепный макет, слепили героев, сняли и озвучили мультипликационный фильм, презентовали его воспитанникам и родителям нашего ДОУ, представили его на городском Фестивале детских проектных и исследовательских работ «Узнайки и Умейки».
        Когда новые дети пришли к нам в группу в прошлом году, то обратили внимание на макет, выставленный в помещении группы. Они интересовались, откуда такая интересная вещь и кто её сделал. Мы рассказали о проекте их предшественников «Никита Кожемяка», постепенно выдавая информацию, чтобы поддержать детский интерес. Потом организовали просмотр мультфильма с обсуждением «Что мне понравилось». Дали возможность детям выплеснуть свои эмоции. Всем очень понравилось: дети восхищались мультфильмом, тем, что из уст героев слышится детская речь, что все делали сами дошкольники. В этом полилоге мы услышали самое для нас главное. А именно то, что поступило предложение «сделать такое же». Потом, некоторое время спустя, по просьбе детей посмотрели ещё раз и при вторичном анализе мультпроекта акцентировали внимание детей на уточнении их замысла. Выясняли зачем, как будем делать мультфильм, на какую тему. Идей было не много, в основном просто желание сделать самим мультфильм и показать родителям и другим детям. Договорились, что дошкольники расскажут родителям о нашем решении сделать мультфильм. Через несколько дней одна из девочек принесла материал о том, какие бывают мультфильмы. «Это мы с мамой нашли», – сказала она. Варя рассказала, что поняла и запомнила. Мы поощряли вопросы со стороны сверстников к девочке. Вопросы – это трудно, но ребята старались. Ведь было интересно. Всей группой просмотрели запись, и снова было обсуждение новой информации. Это стало первым самостоятельным исследованием в рамках проекта. Были дети, которым не интересно участвовать в беседах. Мы старались привлечь их, придумывая им роли. Например: при выборе материала для проекта они считали, сколько человек голосуют за пластилин, сколько за бумагу и т.д.
       Дальнейшим толчком послужило то, что одному мальчику подарили великолепно иллюстрированную книгу В. Сутеева. Он принес её в сад. Дети рассматривали, мы читали не одну историю из этой книги. Подвели к тому, что дети решили выбрать одну из историй для съёмки фильма, – «Под грибом». Почему это произведение? Каждый из детей хотел мастерить и озвучивать героя в будущем фильме. В истории «Под грибом» много действующих лиц, значит, почти каждому достанется герой. Воспитатели на каждом этапе старались максимально использовать инициативы детей. Это замечательный способ поддержки интереса к проблеме. И постоянно в поле зрения находилось что-то, что напоминает о задуманном деле. Далее коллегиально выбрали материал для изготовления декораций и героев. Выбор дети остановили на бумаге. В процессе изготовления декораций опирались на рисунки автора произведения. Вот что сами дошкольники рассказывали о своей работе: «Приготовили большой лист бумаги, туда будем всех героев выставлять. Из другой бумаги вырезали травку, облака, капли, листья для дерева, разные грибы. Потом из цветной бумаги складывали героев сказки: Воробья, Зайца, Лису, Бабочку, Лягушку. Делали много штук героев, а потом выбирали самого красивого. А Муравья взяли из осенней поделки Данилы. Очень красивый Муравей. И потом наклеивали на большой лист бумаги травку, дерево. Только не всё, а то, что для начала сказки надо, а потом ещё подкладывали».
       Следующий этап работы был связан с применением электронной аппаратуры. Многие видели её. Предстояло ближе познакомиться. Предложили поговорить с родителями о фотоаппарате, компьютере, микрофонах; попробовать ими попользоваться и рассказать в саду.
       Технология создания мультфильма – оригами. Мультфильм можно сделать путем оживления героев, сконструированных из бумаги. В мультфильме – аппликации героями являются фигуры, выполненные в аппликативной технике. И вот подошло время снимать мультфильм. Вместе подготовили все необходимые материалы: фотоаппарат; штатив; дополнительное освещение (лампа); компьютер с программой для создания мультфильма; диктофон и микрофон.
       Закрепили фотоаппарат на штативе. Многие дети умели фотографировать, т.к. было домашнее задание попробовать пофотографировать. Сначала мы не могли решить, в каком положении лучше фотографировать макет: закрепили его на мольберте. Начали пробовать прикреплять фигурки героев с помощью липучки, но герои падали и крепились не точно. Тогда один мальчик сказал: «А как же мы будем закреплять дождь, каждую каплю крепить долго». Другие ребята сказали, что «...давайте положим на пол, все видно, и ничего не падает». Так мы и решили. Фотографировать хотели все дети. Решили, что будем фотографировать по очереди. Первым делом сделали 2-3 кадра пустого фона и заставки. Потом у нас появляются персонажи. Персонаж появляется от самой границы кадра, двигается приблизительно на 1 см.
        При создании мультфильма мы использовали способ перекладки. Дима, Егор и Максим захотели сами передвигать бумажных персонажей. Кладём персонажа, фотографируем. Передвигаем на 1 см. Снова фотографируем. И так для одного передвижения используем 7 кадров. Затем прокручиваем на фотоаппарате и видим движение, дети были в восторге от увиденного движения на экране фотоаппарата. Каждый хотел взглянуть, как же там двигаются герои сказки. Вдруг заметили, что в кадр попадают то чьи-то руки, то ноги, то голова. Приходилось начинать фотографировать заново. Каждый из детей старался контролировать друг друга в работе: «Отойди, не мешай, положи ровнее...». Таким образом, передвигая героев сказки на макете, дети вместе с воспитателями отсняли все кадры мультфильма. На каждом шаге съёмок мы вместе с детьми постоянно обращались к тексту сказки, вспоминали, что было дальше, чтобы ориентироваться, какое действие будет происходить дальше в кадре.
        Дети очень хотели, чтобы звери скорее заговорили их голосами. Они сами выбрали, кто за какого героя будет говорить. Это было ещё на стадии зарождения мультфильма. При озвучании мультика, дети говорили на диктофон слова героев своими словами, близко к тексту. Получалось не сразу, иногда приходилось повторять несколько раз. Это происходило в тихой комнате. Выбирались дети, которые следили за тишиной, чтобы не допускать постороннего шума.
        Монтаж работы осуществлялся в программе Windows Live. Дети были наблюдателями за происходящем на экране компьютера при монтаже мультфильма. Видели промежуточный результат работы. «Это мы сделали сами!» – говорили дети и давали свои комментарии просмотренному материалу. Восхищались увиденным произведением и услышанными своими голосами.
        Результаты проделанной работы по созданию мультфильма. Нам было важна самостоятельность детей на каждой ступени этапов проекта. К основным результатам проекта мы может отнести: раскрытие творческого потенциала воспитанников; активизация у них мыслительного процесса и познавательного интереса; развитие эстетических способностей; формирование представлений о создании мультфильма, истории мультипликации; формирование навыков работы в творческом коллективе с распределением ролей и задач.