Исследовательская и проектная деятельность дошкольников и младших школьников

Как сформировать исследовательские умения на уроках в начальной школе

         «Очень важно, чтобы ребёнок на самом первом этапе своего обучения в школе мог прикоснуться к многообразию окружающей действительности, удивиться её тайнам и в процессе их познания испытать радость творчества, восторг открытия». Н. Б. Шумакова
         Почему исследовательской активности учащихся придается столь большое значение? Ещё в дошкольном возрасте ребёнок проявляет интерес к окружающему миру: задает вопросы и хочет получить на них ответы. Став школьником, круг вопросов не уменьшается. Перед педагогом стоит задача поддержать познавательный интерес ребенка. Н.Б. Шумакова отмечает, что ценность исследовательского отношения к миру трудно переоценить. «Готовность к поиску новой информации, наблюдений, знаний, новых способов мышления и поведения – то, что, пожалуй, больше всего может помочь человеку не просто выжить в современном мире, а реализовать себя, свой творческий потенциал»[27] .
         Для того чтобы сформировать исследовательские умения, необходим особый метод преподавания – метод открытия, метод исследования, который является моделированием в учебном процессе естественного процесса познания ребёнком окружающего мира.
         Как ребёнок познаёт мир? Отвечая на этот вопрос, мы выделим основные этапы мыслительного цикла, которые легли в основу проблемно-исследовательского метода обучения.
         Структура продуктивного мыслительного процесса:

         Занятие, построенное по законам методики исследования, представляет собой урок-систему. Для того чтобы открытие состоялось, чтобы получение нового знания психологически переживалось как открытие, урок должен обладать особыми характеристиками, определяющими его содержательную и мотивационную целостность. Рассмотрим урок-исследование и постараемся оценить деятельность учащихся на каждом из его этапов, увидеть, какие умения формируются в процессе открытия новых знаний.
         Любой поиск неизвестного начинается с возникновения у ребенка какого-то вопроса, трудности, осознания невозможности что-то осуществить, т.е. с проблемы. Мы называем этот ключевой этап мотивацией. Искусство педагога заключается в том, чтобы спланировать и создать такие условия, которые обеспечат возникновение определённого рода вопроса или проблемы.
         Дети учатся:
  •  выдвигать гипотезы и их обосновывать;
  •  формулировать исследовательские вопросы;
  •  самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, проблему.
         У детей возникает психологическая необходимость поиска ответа, и здесь происходит плавный переход ко второму этапу – этапу исследования.
         Важно, что проблемно-исследовательский метод предполагает не только индивидуальный, но и групповой, совместный поиск неизвестного учащимися.
         Дети учатся:
  •   составлять план работы;
  •   вести наблюдения, планировать и проводить простейшие опыты для нахождения необходимой информации и проверки гипотез;
  •   использовать разные источники информации для сбора фактов (книги, энциклопедии, словари, простейшие графики, диаграммы, таблицы, рисунки, схемы и т.п.);
  •   смысловому чтению;
  •   извлечению необходимой информации, определению основной и второстепенной информации;
  •   вести диалоги и решать проблемы в малых группах.
         Следует отметить, что при таком построении процесса обучения обеспечивается развитие коммуникативной сферы у детей, их способности к сотрудничеству, пониманию других людей и самого себя[28] .
         Наличие нескольких групп, порождает необходимость в следующем этапе – обмене информацией. Сущность этого этапа отражена в его названии – происходит обмен информацией между учащимися. Группа представляет свои находки, свой вариант решения проблемы. Новую информацию, изложенную группой, дети соотносят с уже представленной другими ребятами.
         Дети учатся:
  •  осознавать и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
  • представлять найденную информацию различными способами (рисунок, коллаж, схема, диаграмма, график, простейшая таблица, макет, модель, небольшой сценарий, рассказ доклад и т.п.).
        Затем возникает необходимость анализа и синтеза собранной информации и следующий этап – организация информации. Этот этап часто называют этапом классификации, т.е. сортировки имеющихся данных по какому-то принципу сходства, оценки информации с точки зрения выделенного признака.
        Дети учатся:
  •  выделять группы по какому-либо общему признаку;
  •  анализировать и синтезировать информацию.
        Классификация должна помочь учащимся связать информацию, сделать своё большое или маленькое открытие – найти связующий принцип, общую идею. Смысл следующего этапа – связывание информации, обобщение – нахождение общей идеи, формулирование обобщения, то ради чего затевалось исследования.
        Дети учатся:
  •  делать выводы и умозаключения
       Заключительный этап исследования – подведение итогов, рефлексия. На данном этапе происходит своеобразный возврат к началу исследования, а точнее, к проблеме и оценивается, в какой мере она решена, как осуществлялся поиск, каковы были его этапы, каким образом и на основании чего было сделано обобщение.
        Дети учатся: 
  • рефлексии способов и условий действия;
  •  осуществлять контроль и оценку процесса и результата деятельности.
        Этот этап может стать источником для возникновения и постановки новых вопросов, разрешение которых вызывает необходимость проведения нового исследования.
        Ещё один этап, который может идти после подведения итогов исследования и его рефлексии – применение. На этом этапе дети используют найденный принцип, идею, новое знание в новых условиях, что обеспечивает достижение подлинного понимания решения.
        Дети учатся:
  • выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.
       Полноценное овладение учеником исследовательскими умениями возможно только при систематическом обучении, в основе которого лежит метод исследования (открытия). Учитель в этом случае только ставит перед учеником ту или иную задачу, дает материалы, а ученик сам, собственными усилиями отыскивает, открывает то, что было открыто или изобретено до него. При таком методе ученик не только приобретает знания, но учится тому, как их приобрести, как самому наблюдать, экспериментировать, обобщать, сравнивать, анализировать, классифицировать и т.д.[29] .
      Применение метода исследования обеспечивает творческое развитие ребёнка в процессе приобретения новых знаний. Мы видим, что на уроке ребёнок находится в позиции исследователя, самостоятельно делает открытия. Учащиеся знакомятся и умеют оперировать необходимым «словарём исследователя» - такими понятиями, как факт, мнение, гипотеза, доказательство, критерий.
      Рассмотрим сценарий предметного урока-исследования, позволяющий на его примере проследить все этапы исследования. Литературное чтение. 3 класс. Тема урока: Л.Н. Толстой «Прыжок».
      Обобщение: Человек должен уметь делать правильный выбор, отвечать за свои поступки. Надо помнить, что человеческая жизнь хрупка, и вы можете причинить боль своим близким из-за последствий необдуманного поступка.
      Планируемый результат:
      Дети учатся:
  1.  вставать на позицию другого человека, понимать чувства другого человека, находить и сравнивать разные точки зрения;
  2.   выделять главную идею литературного произведения, опираясь на нравственные чувства и переживания героев, заложенные автором в образе, названии произведения; понимать подразумеваемую, не выраженную в тексте информацию;
  3.   аргументировать высказывание; прогнозировать дальнейшее развитие сюжета, событий;
  4.   проявлять моральные чувства: чувства гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
      Умения, характеризующие достижение результата:
  • определять главную идею произведения на основе анализа нравственных чувств и переживаний героев, названия произведения;
  •  выполнять пересказ текста от лица разных героев и автора.
      Ход урока – исследования (индуктивного типа). Для проведения этого урока исследования необходимо, чтобы дети уже были знакомы с произведением Л.Н. Толстого «Прыжок». Для этого необходимо провести отдельный урок. При первичном восприятии текста можно использовать прием антиципации содержания, т.е. предвосхищение того, о чем будет говориться дальше: «Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?»
      На предварительном уроке необходимо выделить смысловые части произведения:
  1.  Экспозиция.
  2.   Развитие событий.
  3.   Завязка (мальчик начинает преследовать обезьянку).
  4.   Кульминация (прыжок ребенка в воду).
  5.   Развязка (мальчик начинает дышать).
  6.   Концовка.
     Важно обратить внимание учеников на то, почему прыжок мальчика в воду – это самый напряжённый момент рассказа. Почему капитан грозил застрелить сына? Действительно ли отец хотел застрелить своего сына?
     На основе выделенных смысловых частей составляется план рассказа:
  1.  Конец кругосветного путешествия.
  2.   Забавы обезьяны.
  3.   Мальчик на краю перекладины.
  4.   Приказ отца.
  5.   Спасение мальчика.
  6.   Чувства отца.
      Учитель подчеркивает, что действия развиваются быстро, динамично (много существительных, глаголов, мало имен прилагательных).
      1. Актуализация знаний, мотивация. Для создания мотивации учитель просит выделить тему и идею произведения Л.Н. Толстого «Прыжок».
      Учитель: Назовите тему произведения (о чём рассказ?). (О мальчике, который в погоне за обезьяной оказался в опасной ситуации.)
      Учитель записывает на доске:
      Тема: рассказ о спасении жизни ребенка.
      Учитель: Какова идея рассказа? Для этого подумайте, чему хочет научить нас автор, какую главную мысль донести.
      Выслушать детей, записать предложения ребят. Учитель показывает несовпадение предложенных идей, идей много, и они разные.
      Учитель: Как узнать, кто из вас прав? Как выяснить, какая идея отражает замысел автора? На доске появляется знак вопроса около слов идея произведения. Записывается ключевой вопрос исследования: какова идея этого произведения?
     Обсудить с детьми, как можно найти ответ на вопрос, подчеркнуть, что для осознания идеи произведения, надо пережить вместе с героями события, описанные в рассказе, понять те чувства, переживания, которые они испытывают.
     Сформулировать цель исследования: выделить идею рассказа Л.Н. Толстого «Прыжок», пережить вместе с героями те события, которые описаны в рассказе.
     Учитель: Как можно пережить вместе с героями события рассказа? (Надо поставить себя на место героев, посмотреть на произошедшую историю их глазами.)
     Учитель: От чьего лица можно рассказать историю? (От лица мальчика, матросов, отца).
     Учитель: Как понять чувства героев? Выслушать ответы детей и подвести итог: Л.Н. Толстой через описание действий, мыслей, деталей показывает состояния каждого из героев, поэтому нам надо внимательно прочитать текст, подчеркнув слова-подсказки.
     2. Исследование в группах. Для лучшей организации групповой работы класс целесообразно разделить на четыре группы, в зависимости от того, с чьей позиции дети будут рассказывать историю (мальчик, матросы, отец, автор).
     Совместно с учениками составляется план исследования:
  1.   Прочитать текст.
  2.   Выделить в тексте слова – описания действий, чувств героев.
  3.   Заполнить рабочий лист.
  4.   Пересказать историю от первого лица (мальчика, матросов, отца, автора).
      Учитель: С чего начнем работу? Какие факты в тексте мы выделим? Рабочий лист поможет вам пересказать текст от первого лица
      Рабочий лист:
      1. Представьте себя на месте героя и посмотрите на события, описанные в рассказе, глазами мальчика (матросов, отца, с позиции автора).
      2. Заполните таблицу:

      3. Перескажите историю от первого лица. Опираясь на план рассказа, который составлен на прошлом уроке, учащиеся находят нужный для анализа эпизод. Для более точного определения состояния героя можно использовать «Слова-подсказки», записанные на отдельном листе. Дети учатся обращать внимание на чувственные признаки, свидетельствующие о переживании эмоций и чувств, выделать их в тексте и точно их называть. Чтобы помочь детям вжиться в роль героя, надо дать возможность ученикам выбрать предметы, атрибуты: для вхождения в роль отца – капитанскую фуражку, в роль матросов – гюйсы, в роль мальчика – обезьянку.
     4. Обмен информацией. Дать возможность каждой группе представить всему классу пересказ текста от лица разных героев рассказа.
     После выступления детей организовать обсуждение.
     Учитель: Как бы вы поступили на месте героя? Каждый из героев совершил поступок в рассказе, какой?
     Уделить особое внимание обсуждению вопроса о том, что такое поступок. Разберем, что такое поступок, это поможет нам ответить на наш главный вопрос об идее произведения.
     Поступок – сознательное действие, в котором человек утверждает себя как личность – в своем отношении к другому человеку, к обществу, к природе. Поступок – это сознательный выбор человека. Поступок может быть выражен:
  1. Действием или бездействием.
  2. Позицией, высказанной в словах.
  3. Отношением к чему-либо, оформленным в виде жеста, взгляда, тона речи.
     Учитель: Какой поступок совершили матросы? ( Спасли мальчика.) Какой поступок совершил мальчик? (Прыжок – услышав приказ отца, он не растерялся, проявил смелость, справился со своим страхом и тем самым спас себе жизнь). Какой поступок совершил капитан? (Смог принять правильное решение для спасения жизни сына).
     5. Связывание информации. Обобщение.
     Учитель: Прослушав истории от лица разных героев, поняв чувства каждого из них, как мы теперь ответим на вопрос, какова главная идея рассказа Л.Н. Толстого «Прыжок»?
     Выслушать детей и сформулировать идею: Человек должен уметь делать правильный выбор, отвечать за свои поступки. Надо помнить, что человеческая жизнь хрупка, и вы можете причинить боль своим близким из-за последствий необдуманного поступка.
     Способность делать нравственные поступки, принимать решения в той или иной ситуации, проявлять храбрость, ответственность за свои действия - важные качества человека.
     Обсудить, почему Л.Н. Толстой дал название рассказу «Прыжок». Можно ли утверждать, что название отражает идею произведения?
     6. Подведение итогов, рефлексия. На этом этапе важно дать оценку гипотезам об идее произведения, которые дети высказывали в начале урока.
     Учитель: Какие ваши предположения об идее рассказа были верны или близки к тому выводу, который мы сделали в конце урока? Какие оказались далёкими от замысла автора?
     Выслушать детей и подчеркнуть важность работы, проделанной на уроке, для понимания произведения и замысла автора.
     Домашнее задание. Для развития умения дополнять (завершать) текст, детям можно предложить придумать продолжение истории, как могли бы разворачиваться события дальше[30] .
     Таким образом, мы видим что, на уроке-исследовании дети овладевают такими мыслительными и исследовательскими умениями, без которых невозможно более или менее самостоятельное выполнение исследовательской проектной работы, а в конечном итоге умение учиться, и не только в школе, а в течение всей жизни[31] .

Литература:

  1. Одарённый ребёнок: особенности обучения: пособие для учителя / Н.Б. Шумакова, Н.И. Авдеева, Л.Е. Журавлёва, М.: Просвещение, 2006.
  2.   Развитие исследовательских умений младших школьников / Н.Б. Шумакова, Н.И. Авдеева, Е.В. Климанова; под ред. Н.Б. Шумаковой. М.: Просвещение, 2011.
  3.   Шумакова Н.Б. Психология одарённости: обучение младших школьников. Выпуск 3. М.: МИОО, 2005.
  4.   Урок-исследование в начальной школе. Русский язык. Литературное чтение / Н.Б. Шумакова, Н.И. Авдеева, Е.В. Климанова; под ред. Н.Б. Шумаковой. М.: Просвещение, 2014.