Сборники методических материалов

Исследовательская и проектная деятельность дошкольников и младших школьников

Формирование предпосылок саморазвития в процессе преподавания предмета «физическая культура» в начальной школе

Описан опыт формирования предпосылок саморазвития в процессе преподавания предмета «физическая культура» в начальной школе.

Ружицкая Татьяна Александровна

Творческий проект как синтез науки и искусства и развивающий метод обучения

         Представлен опыт осуществления педагогической технологии «творческий проект». Творческий проект – это проект, объединяющий различные области знаний – науку и искусство. Творческий проект надпредметен и межпредметен, и, вследствие этого, является одним из самых доступных и эффективных методов формирования и закрепления метапредметных компетенций.

Полонская Марина Алексеевна

Рабочая программа учебного курса «Моделирование и занимательная логика» для учащихся 4 класса

         Представлена рабочая программа учебного курса «Моделирование и занимательная логика» для учащихся 4 класса. Это интегрированный курс, который состоит из двух блоков: «Моделирование» и «Занимательная логика».

Колесова Анна Михайловна

Освоение самоанализа учащимися 4-х классов в процессе подготовки и проведения ими Дня открытых дверей для будущих первоклассников и их родителей

         Представлен опыт организации работы с младшими школьниками в
4 классе по освоению ими самоанализа в процессе подготовки и проведения Дня
открытых дверей для будущих первоклассников и их родителей. Выделены
основные этапы такой работы.

Мандрыко Елена Алексеевна / Филатова Ирина Васильевна / Марианна Марковна Толчинская / Курцева Ольга Владиславовна / Покровская Фируза Хайруллаевна

Как сформировать исследовательские умения на уроках в начальной школе

         Описана технология формирования исследовательских умений на уроках в начальной школе. Выделены основные этапы построения урока в исследовательском ключе. Приведен пример исследовательского урока по литературному чтению.

Климанова Екатерина Владимировна

Исследовательская деятельность младших школьников: уроки русского языка

        Представлен опыт решения задачи современной системы образования – формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. В Школе «Созвездие» в начальных классах проводятся специальные уроки междисциплинарного обучения. В статье описан пример урока по теме «Фразеологизмы», который выстроен в логике исследования. Отмечается, что ежегодно каждый курс междисциплинарного обучения завершается специальным разделом «Введение в самостоятельное исследование». Проведение исследования способствует удовлетворению собственного познавательного интереса младшего школьника, а также реализации исследовательской активности ребенка. Самостоятельная работа помогает использовать на практике те исследовательские умения и навыки, которые были приобретены на уроках в течение учебного года.

Авдеева Наталья Игоревна

«Игра в кубики» для детей дошкольного возраста

         МБДОУ «ЦРР-детский сад «Сайдыы» МР «Нюрбинский район» РС (Я) в соответствии с современной парадигмой обновления содержания дошкольного образования по ФГОС ДО целесообразно использует интеллектуальные игровые образовательные технологии, которые учат дошкольников думать и способствуют раннему приобщению детей дошкольного возраста к интеллектуальным видам спорта. Одним из реализуемых видов интеллектуальных игр в нашем детском саду является «Игра в кубики».

Семенова Евдокия Даниловна / Сидорова Мария Гаврильевна

Проектная деятельность дошкольников: мультфильм по сказке В. Сутеева «Под грибом»

        Представлен опыт реализации долгосрочного детско-взрослого проекта по созданию мультфильма по конкретной сказке. Данные опыт реализован в логопедической группе и направлен, в том числе, и на решение задач развития речи. Также решалась задача повышения самостоятельности детей на каждом этапе реализации проекта.

Удинкина Ольга Васильевна

Развитие толерантности у детей старшего дошкольного возраста в процессе изучения национальных сказок и обычаев разных народов

         Представлен практический опыт развития толерантности у детей старшего дошкольного возраста в процессе изучения национальных сказок и обычаев разных народов. Описаны конкретные ситуации взаимодействия педагогов с детьми.

Бурцева Светлана Евгеньевна

Формирование предпосылок поисково-исследовательской деятельности у дошкольников на основе партнёрских отношений детей, их родителей и педагогов

         Представлен опыт создания условий для самостоятельного экспериментирования и развития поисковой активности детей дошкольного возраста. Выделены значимые аспекты условий в дошкольном образовательном учреждении для поддержки и развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников. Поисково-исследовательская деятельность дошкольников направлена на развитие познавательных способностей детей и включает два направления пропедевтики исследовательской деятельности детей: элементы исследований в традиционной образовательной практике; проведение длительных исследований.

Гуляндям Курмакаева Загриевна / Гавриш Елена Николаевна / Бакаева Инна Михайловна / Кобылянская Татьяна Михайловна

Детское инициативное поведение: поддержать и направить

         Каждый ребенок – изначально исследователь. Отмечается значимость поддержки и направления познавательной инициативы детей в раннем и дошкольном детстве, а также в начальной школе. Дается краткий обзор педагогический систем, направленных на развитие познавательной самостоятельности и исследовательских способностей.

Обухов Алексей Сергеевич