Исследовать и проектировать: на уроке и за его пределами

Просеминар как форма исследовательской работы учащихся в 5 классе

        Осенью 2013 года Восточно-Европейский лицей (ВЕЛ) г. Саратова приступил к апробации нового проекта, под началом Московского государственного педагогического университета (МПГУ) – «Современная научно-образовательная среда лицея и механизмы её влияния на повышение качества образования учащихся» (научные руководители – к.психол.н., профессор А.С. Обухов и д.и.н., профессор Н.И. Девятайкина).
        Основная идея эксперимента – переход на режим многостороннего диалога в школьном пространстве с выраженным научно-творческим стержнем и новаторским содержанием при системном вовлечении в него учителей, учащихся и родителей. Объект и предмет эксперимента – организация и системное осуществление научно-исследовательской работы в средних классах (5–9) средней школы (лицея) в рамках урочной и внеурочной деятельности при условии непрерывного диалога учитель-ученик-родитель.
        Цель эксперимента – выявление потенциала, заложенного в раннем погружении в систематическую научно-исследовательскую деятельность учащихся средней ступени; разработка и системное внедрение в урочную и внеурочную школьную практику современных форм и методов поиска, сбора, отбора и анализа разных типов материалов и источников, а также исследовательской информации, организации и многоуровневого представления результатов исследования; выявление места и роли диалога учитель-ученик-родитель в системе научно-исследовательской деятельности и формировании общекультурных компетенций.
        В данной статье раскроем вопрос организации исследовательской работы в 5 классе на примере одной из ее форм, а именно просеминаре по литературе.
        Просеминар – одна из форм исследовательской работы с учащимися. Форма заимствована из опыта работы преподавателей СГУ со студентами 1-2-х курсов. До 2013 г. она активно использовалась в 8-11 классах.
        Отправной группой участников эксперимента стал 5 класс. Как выяснилось из большой и малой педагогической литературы, 5–7 классы среднего школьного звена до сих пор остаются в тени исследовательских интересов. По отношению к ним пока всесторонне не промерена степень готовности, не изучены мотивации, не определены возможности и границы такого вида деятельности, как научно-исследовательская работа.
        Первые «сигналы» на этот счет дал предыдущий год, когда ВЕЛ впервые набрал учащихся в пятый класс. Учителя работали с ними в «пилотном режиме», апробируя некоторые программы и главное – идею вовлечения всего класса в учебно-исследовательскую деятельность.
        В течение первой четверти у пятиклассников проводился пропедевтический курс «Теоретические основы исследовательской работы в школе», дающий первоначальные знания. Работа просеминаров началась со второй четверти: класс был разделен на несколько групп. Учащиеся выбрали просеминар по интересующей их тематике:
  •  Человек и его мир в Древности и Средневековье (история);
  •   Мир животных в русских народных сказках XIX–XX вв.: социальное, культурное, природное (литература);
  •   Человек и окружающая его среда (естествознание).
        Как учитель русского языка и литературы, я руковожу просеминаром «Мир животных в русских народных сказках XIX–XX вв.: социальное, культурное, природное». Программа просеминара включает в себя материалы, не содержащиеся в базовых программах, тем самым расширяет, углубляет знания учащихся по устному народному творчеству и литературе; предполагает использование методов активного обучения; способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников, формирует навыки исследовательской деятельности, прежде всего самостоятельной работы с научной литературой и художественными текстами; способствует воспитанию речевой культуры школьников; включает в себя произведения устного народного творчества и художественной литературы, историко-литературные сведения, сведения по культуре устной и письменной речи.
        В процессе освоения курса предполагается знакомство с историко-литературными источниками, чтение и обсуждение художественных произведений, их критическая оценка; освоение базовых понятий по истории и теории литературы; анализ содержания и структуры художественного произведения (тема, идея, сюжет, композиция, основные образы); изучение нравственной и историко-культурной проблематики произведения; овладение первичными навыками исследовательской работы.
       Остановимся на некоторых, на наш взгляд, наиболее важных моментах. В первую очередь необходимо в сознании учащихся развести такие два понятия, как «источник» (материал для исследования) и «литература». В понятие «источник» входят тексты разного рода, которые будут исследоваться (например, у историков – мемуары, письма, дневниковые записи; у филологов – тексты литературных произведений разных авторов, у биологов – записи в процессе экспериментов и наблюдений и т.д.). Знакомим учеников с различными типами литературы, а именно: учебной, справочной, научно-популярной, научной. Как показывает опыт, если не обращать внимания на этот вопрос с самого начала, путаница в понятиях сохраняется надолго.
       Второй вопрос – это обучение реферированию статьи. Вначале работа ведется по одной статье, выбранной преподавателем и непосредственно связанной с общей темой просеминара. В нашем случае – это статья Бахтина В. «Что такое фольклор?»[6] . Далее совместно определяем в статье круг вопросов, проще говоря, составляем план. Выясняем, на каких источниках (материалах экспериментов и пр.) строится материал, то есть, вычленяем все чужое (цитаты). Фиксируем это в виде выписки. Обращаем внимание на то, с какими мнениями или оценками спорит автор (если спорит). Опять в виде выписки фиксируем суть спора. Из обозначенных вопросов выделяем наиболее важные и освещаем их подробнее. Заканчиваем реферирование формулировкой основных выводов автора статьи. Затем учащиеся получают задание проделать подобную работу на других статьях (у каждого – своя).
       Прежде чем обратиться к анализу текста сказок, необходимо подготовить источниковедческое сообщение, то есть определить тип материала, источника; найти в литературе сведения об А.Н. Афанасьеве, обстоятельствах и времени создания его сборника «Народных русских сказок». Далее определяем содержательную сторону источника, то есть, что дает источник или материал для избранной темы, какие вопросы позволяет поставить для исследования.
       Непростой является и работа над творческой частью. Поясним некоторые детали на примере работы над общей темой «Мир животных в русских народных сказках XIX–XX вв.». С помощью мозгового штурма определили круг тем для творческой работы: «Человеческое» и «природное» в образе Волка, Зайца, Медведя, Лисы и др.
       Следующим этапом работы был сбор материала: надо было из сборника «Народные русские сказки А.Н. Афанасьева» сначала выбрать сказки о соответствующем животном, а затем все, что имело отношение к данному конкретному вопросу. Задача облегчалась тем, что тексты сказок по объему невелики. На первом этапе работы это важно. Возьмем для примера работу с материалом по теме «Человеческое» и «природное» в образе Медведя».
       При работе над этой темой нам понадобились различные навыки. Во-первых, работа с литературой по естествознанию. В энциклопедии «Мир животных» были найдены сведения об особенностях медведя как биологического вида. Во-вторых, потребовалось обратиться к Толковому словарю В.И. Даля для выяснения значения устаревших слов, встретившихся в текстах сказок. В-третьих, была проделана кропотливая работа по выявлению того, какие природные качества медведя нашли отражение в сказках.
       Например: Практически во всех сказках медведь предстает физически сильным, мощным зверем большого размера: Медведь заревел что есть мочи, понатужился, перервал все веревки и вожжи и ударился бежать по лесу без оглядки – только лес трещит («Медведь, лиса, слепень и мужик»). В сказке «Медведь, собака и кошка» он «схватил жеребца за брюхо; жеребец упал наземь». В сказке «Иванко Медведко» мы также встречаем проявление его грубой силы: «Иванко Медведко (сын медведя) выломал у амбара дверь и унес в баню». В сказке «Медведко, Усыня, Горыня и Дубыня-богатыри» мы опять наблюдаем за сыном медведя: «Репка родила сына – половина человечья, половина медвежья; окрестили его и дали имя Ивашко-Медведко»
       Анализируя материал с точки зрения, какими человеческими характеристиками наделяет народ медведя и насколько они связаны с его природными свойствами, мы вспомнили различные способы характеристики героев: поведение, поступки, речь.
       В некоторых сказках медведь помогает другим животным. В сказке «Медведь собака и кошка» медведь несколько раз помогает старому псу, которого хозяева выгоняют из дома: «жил себе мужик, у него была добрая собака, да как устарела – перестала и лаять и оберегать двор с амбарами». Первый раз медведь «разорвал жеребца и говорит: «Ну, кобель, ешь сколько угодно. А как приберешь все, приходи ко мне». В другой раз он учит собаку, что та должна сделать, чтобы хозяева, как и прежде, ее кормили: догнать его (медведя), когда он украдет ребенка. Здесь медведь предстает добрым, хорошим товарищем.
       В результате проведенного анализа текста сказок делаем вывод. Мир людей и мир животных перемешан в народных сказках. Мы обнаружили, что в них почти всегда медведь предстает не только физически сильным, мощным, свирепым и хищным зверем с толстой шкурой, который хорошо лазает по деревьям и любит сладкое, но ему свойственны и человеческие чувства и поступки. Он может быть добрым другом и заботливым сыном; он может быть глуповатым простаком и находчивым хитрецом; ему не чужды страх, гнев и желание отомстить за обиды.
      Аналогичная работа была проделана каждым участником просеминара. К нему был подключен также и найденный нами иллюстративный материал, оформленный в виде презентации.
      В процессе занятий были использованы такие формы контроля, как реферативное сообщение по одной статье, устные выступления на просеминаре, творческая работа, доклады на классных конференциях, коллективная защита исследовательского проекта.
      В результате работы в просеминаре школьники должны знать содержание изученных произведений; уметь давать самостоятельную оценку изученным произведениям; уметь находить нужный материал в тексте и комментировать его; освоить необходимый уровень сведений по теории и истории устного народного творчества и литературы: особенности жанра, построения сказок; уметь грамотно высказать и обосновать в устной и письменной форме свое отношение к прочитанному; выступать с докладами и сообщениями; уметь подготовить реферативное сообщение; уметь набрать на компьютере и оформить работу в соответствии с общими стандартами. Подобная работа может проводиться на любом материале как по литературе, так и по другим предметам. Естественно, с корректировкой на особенности предмета.