Исследовать и проектировать: на уроке и за его пределами

Предмет ТОНИР в 5 классе как вариант организации исследовательской работы в лицее

         Современная школа не может развиваться без сотрудничества с высшей школой. Данные научных исследований, современные технологии пополняют содержание программ школьных предметов. Но не менее важно постоянное взаимодействие на уровне «школа-вуз», «ученик-учитель-ученый», которое способствует развитию того, что ФГОС определяет как метапредметные, предметные и личностные навыки.
         МОУ Восточно-Европейский лицей (ВЕЛ) имеет давние связи с ведущими высшими учебными заведениями Саратова. С момента возникновения лицея (1997) ученые и преподаватели вузов Саратова читали учащимся спецкурсы, вели занятия просеминаров, участвовали в лицейских конференциях в качестве членов жюри и рецензентов. Опыт общения с учеными стал для многих учащихся лицея определяющим в выборе высших учебных заведений, в которые они поступали, и профессиональной сферы деятельности. Однако этот опыт показал, что в учебной практике лицея не хватало системной «научной составляющей», знания методов и технологий исследовательской работы, аналитического подхода к отбору и освоению информации. Именно поэтому в учебную программу лицея научным руководителем было предложено ввести элективный предмет ТОНИР[7] .
         В ВЕЛе предмет ТОНИР начала преподавать 12 лет назад в 8-х классах учитель истории О.П. Ярмак. Она разработала программу под руководством профессора Н.И. Девятайкиной[8] . Специфика данной программы заключается в знакомстве учащихся с такими понятиями, как научная и справочная литература, источник, библиографическая запись, реферативное сообщение, творческая работа.
         Опыт преподавания предмета ТОНИР оказался удачным. Учащиеся лицея приобретают навыки научной работы, учатся грамотно работать с текстами различного уровня и содержания. Данные навыки заметно выделяют выпускников лицея из общей массы студентов. Да и сами лицеисты отмечают, что опыт научной работы в рамках предмета ТОНИР и просеминаров помогает в процессе обучения в вузе.
         Опыт преподавания предмета ТОНИР был применен автором данной статьи в работе просеминаров в 5-х классах. Для Восточно-Европейского лицея в 2012/2013 уч.году это был новый «пилотный» проект по введению научной специализации в параллели 5-х классов. Анализируя итоги работы, можно сказать, что учащиеся не только познакомились в рамках просеминаров с элементами научной работы, но и научились применять приобретенные навыки при подготовке творческих исследовательских работ, освоении учебных предметов основной программы. Опыт «пилотного» проекта также показал, что наибольших результатов по формированию подобных навыков можно достичь только в условиях системного подхода.
         В 2013 году лицей вышел на новый уровень сотрудничества с высшей школой, заключив договор с МПГУ об организации на базе лицея научно-образовательной площадки «Современное научно-образовательное пространство лицея и механизмы его влияния на повышение качества образования учащихся» (научный руководитель – к.психол.н., профессор А.С. Обухов). Одной из целей научно-образовательной площадки является «организация и системное внедрение в урочную и внеурочную школьную практику современных форм и методов поиска, сбора, отбора и анализа разных типов материалов и источников, а также исследовательской информации, организации и многоуровневого представления результатов исследования».
         В связи с этим в 2013-2014 учебном году в учебный план 5 класса МОУ ВЕЛ был включен предмет ТОНИР – теоретические основы научно-исследовательской работы.
         Программа ТОНИР для 5 класса была составлена на базе программы для 8 класса, но с существенными изменениями, обусловленными задачами научно-образовательной площадки.
         Основная цель курса ТОНИР в 5 классе – познакомить обучающихся с методами учебно-научной деятельности (работа с текстами научного, справочного, учебного содержания; с материалами источников разных типов и видов; методами отбора и научного оформления информации). Весь курс рассчитан на первую четверть (9 часов) и носит пропедевтический характер, а со второй четверти интегрируется с программами просеминаров по научным направлениям.
         В связи с этим программа курса делится по тематике на три модуля: 1 – научная литература и принципы подготовки учебно-научного реферата; 2 – источники в научном исследовании и принципы их описания; 3 – научно-творческая (учебно-исследовательская) работа и ее структура.
         Первый модуль рассчитан на 4 часа. Работа по освоению принципов научного реферирования строится следующим образом. Обучающимся предлагается для прочтения статья научного (научно-популярного или научно-справочного) содержания небольшого объема. В текущем году пятиклассникам была предложена статья А.Н. Леонтьева «Человек – продукт развития природы и общества»[9] .
         После прочтения следует коллективное обсуждение статьи, выявление сложных для понимания моментов. Обсуждение статьи строится по вопросам, предлагаемым учителем: какой теме посвящена статья, можно ли определить круг вопросов, которые автор ставит в статье, какие материалы (источники или исследования других авторов) использует автор, упоминает ли он об этом, как автор сам отвечает на поставленные вопросы, делает ли он общий вывод, насколько он соответствует основной теме статьи. Устное обсуждение статьи завершается составлением плана (схемы) для подготовки учебно-научного реферата. Наполняют данную схему обучающиеся сами (домашнее задание), закрепляя приобретенные на уроке навыки.
         Завершающий этап – написание учебно-научного реферата. Обсуждение написанных рефератов происходит на уроке и сопровождается рецензированием, которое выполняют сами ученики. На уроке используется облегченная форма рецензирования – выставление баллов по критериям, приведенным в таблице, составленной учителем. На данном этапе рецензирование упрощается еще и тем, что обучающиеся представляют рефераты по одной статье, содержание которой им известно и обсуждалось ранее.

         Практика проведения занятий по данному модулю показала, что обучающиеся 5 класса успешно справляются с этапом подготовки и написания учебно-научного реферата. Для закрепления приобретенных навыков (УУД согласно ФГОС) обучающиеся написали реферат по выбранной ими статье.
         Второй модуль рассчитан на три часа. Основное содержание уроков данного модуля сводится к освоению понятия «источник в научном исследовании» и принципов (правил) его описания. Предполагается выявление особенностей источников в исследованиях по истории, литературе, естествознанию, т.к. по этим научным направлениям будут работать просеминары. В качестве опорной схемы будет использоваться схема, составленная на примере исторических источников. Однако данная схема структурно вполне может использоваться и для характеристики источников по другим направлениям. Основными элементами схемы характеристики источника можно считать: название, автор, время создания (дата проведения эксперимента, наблюдения), тип или вид источника (в зависимости от принятой в данной науке классификации), характер информации. Представленные элементы являются базовыми и должны дополняться в зависимости от научного направления и специфики самого источника.
         Третий модуль, два часа, предполагает знакомство с понятием «творческая работа» («научно-практическая работа») и определение универсальной структуры творческой работы. Учащиеся усваивают, что в составе творческой работы обязательно должны быть: введение, основная часть, разделенная на главы и параграфы (не менее двух глав), заключение, список использованных источников и литературы, приложение. Следует отметить, что в рамках данного модуля учащиеся получают первичное представление о структуре творческой работы. Определение тем и конкретное наполнение этой структуры будет осуществляться уже в рамках просеминаров по научным направлениям. Также на просеминарах будет обсуждаться вопрос о типах сообщений и правилах их подготовки, будут проходить практические занятия с выступлениями учащихся.
         Концепция научно-образовательной площадки предполагает, что полученные на уроках ТОНИР навыки исследовательской работы учащиеся должны применять не только при подготовке творческой работы в рамках просеминара, но и на уроках по основным предметам учебной программы.