Исследовать и проектировать: на уроке и за его пределами

«Метод проектов» в системе технологий современного урока и внеурочного занятия

        В федеральных государственных образовательных стандартах начального и основного общего образования в качестве нового методологического подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения. Что же позволяет эффективно учитывать личные склонности обучающихся, способствует формированию их активной и самостоятельной позиции в учении, готовности к саморазвитию, социализации?
        Обучение в школе – это необходимая подготовка к жизни, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Какой же урок станет универсальным средством, обеспечивающим развитие метапредметных умений обучающихся?
         В обширной литературе по дидактике, методике, педагогическим технологиям современный урок определяется как урок, на котором учитель использует все возможности для развития личности ученика, активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний. Для подготовки и проведения таких уроков требуются новые методы обучения, которые формируют самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении. Ведущее место среди таких методов в арсенале мировой и отечественной педагогической практики принадлежит методу проектов.
         Урок-исследование, проект в полной мере реализуют заявленные стандартом требования, ученик становится участником образовательного процесса, активно включаясь в проектно-исследовательскую деятельность, которая предполагает рациональное сочетание теоретических знаний с их практическим применением. Она обеспечивает решение нравственных задач и способствует формированию активной и самостоятельной позиции в учении, готовности к саморазвитию, социализации, что отвечает требованиям стандартов второго поколения.
         В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения?
         Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.
         ФГОС вводит новое понятие – учебная ситуация. Это особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия. Преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание. В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.
         Учебной ситуацией может стать задание составить таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста, алгоритм по определенному правилу или выполнение задания: объяснить содержание прочитанного текста ученику младшего класса или практическая работа и т.д.
         Структура современных уроков должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.
         В 2007 году благодаря программе Microsoft «Партнерство в образовании» началось широкое использование «Метода проектов» и учебно-методического комплекта по курсу «Учебные проекты с использованием Microsoft Office» на практике.
         Технология «Метод проектов» мне понятна и интересна. Она трактуется как метод проблем, а поисковые и исследовательские методы обучения я давно применяю в работе (с 2005 года руковожу научным обществом учащихся).
         Изучая теорию, не следует упускать из внимания один из этапов проектной работы – изготовление продукта. При практическом освоении данной методики становится понятным, почему метод проектов называют методом проблем. Он не только перед учениками ставит проблему, но и перед учителем. Возникают существенные трудности с внедрением метода проектов на уроках математики. Почему? Продуктом может быть: изделие, репортаж, праздник, экспедиция, доклад. Всё перечисленное к урокам математики трудно применимо (доклад, исследовательская работа, проект хороши во внеурочной работе). Только с течением времени появилась идея создания информационного листа (бюллетеня).
         В рамках областного семинара был проведен открытый урок-проект в 5-ом классе по теме «Умножение десятичных дробей».
         Урок-проект по теме «Умножение десятичных дробей»
         Цели урока:
  •  дидактические: обеспечить усвоение учащимися правила умножения десятичных дробей, сформировать умение учащихся применять правило;
  •  развивающие: развивать умение анализировать полученные результаты и делать выводы, развивать память и речь учащихся;
  •  воспитательные: воспитывать умение работать в коллективе, воспитывать умение учащихся оценивать свою деятельность.
        Подготовка к уроку:
  •   выбор темы;
  •   объединение учащихся в группы, осуществление дифференцированного подхода (в каждой группе должен быть наиболее подготовленный ученик, им отводилась роль консультантов);
  •   определение групповых заданий, индивидуальных заданий, подготовка системы наводящих вопросов;
  •   оформление урока: листы с заданиями, заготовка для макета бюллетеня, оценочные листы, презентация, электронный шаблон бюллетеня.
        Отчеты учащихся. Учащиеся отчитывались в течение всего урока: в процессе решения задачи, проблемы, во время групповой практической работы, индивидуальной работы, во время дискуссии и работы по созданию макета информационного листа (проверка владения теорией, терминологией).
        Используемые методы:
  •  исследовательские методы (анализ данных таблицы по поиску общего вывода, работа с неполным алгоритмом, поиск информации для бюллетеня);
  •  продуктивные (проблемные) методы, а именно частично-поисковые методы (эвристическая беседа, перенос общих признаков известного на новое). Учащиеся самостоятельно добывают знания, используя наблюдение, опыт, сравнение, решение проблемы.
      Роль учителя в подготовке и проведении данного урока. Главная функция учителя на таком уроке – грамотно, целенаправленно управлять познавательной деятельностью учащихся.
      Оценка деятельности учащихся на уроке: осуществлялась самооценка учащимися своей деятельности, взаимооценка, оценка учителя.
      Психологический климат на уроке. Установлению благоприятного микроклимата содействует учитель, являясь партнером.
      В течение всего урока ученики создавали продукт «информационный бюллетень» – это информационный источник-справочник по теме «Умножение десятичных дробей». Он был издан (распечатан на принтере) в конце урока, предварительно отформатирован согласно бумажному макету и распространён среди учащихся.
      В проектную деятельность необходимо включать учащихся постепенно, начиная с первого класса. С октября 2011-2012 учебного года в МБОУ «СОШ № 15» г. Калуги на базе 1 (теперь уже 4) «В» класса действует региональная инновационная площадка в сфере образования Калужской области по теме: «Формирование исследовательской и проектной культуры учащихся на первой ступени обучения в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». В рамках данной деятельности учителя основной школы: математики, филологи, химики – проводят внеурочные занятия в соответствии с требованиями ФГОС.
      В программе начальных классов нет предмета, который целенаправленно бы учил наблюдать, выделять существенные признаки, высказывать суждения, делать умозаключения, анализировать, обобщать, мною курс «Занимательная логика и моделирование». В своей работе с учащимися начальных классов я активно использую проектную деятельность, ведь этот метод научного исследования раскрепощает ребёнка, повышает уровень его познавательной активности, учебной мотивации, способствует эмоциональной уравновешенности, развитию личностного потенциала.
      Продуктивные задания – главное средство достижения результата образования. Как на уроке в основной школе, так и во внеурочной деятельности для создания итогового проекта был использован информационный бюллетень.
      В этом проекте собрана необходимая информация, написаны статьи, отформатированы все материалы и смакетирована итоговая продукция (бюллетень). Издание включает:
      1) новости (раздел содержит информацию, которой хотят поделиться авторы (дети), информацию о достигнутых успехах в своем развитии).
      2) колонку советов (раздел содержит информацию, полезную для читателя).
      3) колонку главного редактора, которая называется «Творчество по контролем» (раздел содержит сканированные копии лучших творческих работ обучающихся по каждому виду развивающих заданий курса «Логика»:
  • задания на развитие внимания;
  • задания на развитие памяти;
  • задания на совершенствование воображения;
  • задания на развитие логического мышления.
      Принципиальным отличием современного подхода в образовании является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимают не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности. Если в начальной школе тщательно заниматься проблемой развития интеллектуально-творческого потенциала учащихся, то ученик, перейдя в среднее звено, сам сможет стать «архитектором и строителем» образовательного процесса, самостоятельно анализировать свою деятельность и вносить в неё коррективы.
      Актуальной способностью учителя является мобильность. Если учитель открыт для нового и не боится перемен, то это будет способствовать процессу личностного развития учащихся, а также формированию в школе среды, способствующей самосовершенствованию самих педагогов, повышению их квалификационной готовности к реализации ФГОС.

Литература:

  •  1. Блокова В.И. Урок математики в современной школе: методические рекомендации. Калуга: Институт усовершенствования учителей, 2001.
  •  2. Учебные проекты с использованием Microsoft Office: методическое пособие для учителя. 2- е изд. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  •  3. Учебные проекты с использованием Microsoft Office: учебное пособие. 2-е изд. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.