Стендовая сессия на XXXII Всероссийских юношеских чтениях им. В.И. Вернадского
На трех этажах фойе Президиума была развернута выставка постеров участников Чтений, на которых были представлены цели, задачи, методы, основные результаты проведенных ими исследований. Всего была заявлена 571 работа, их авторы представляли 58 субъектов Российской Федерации, а также Беларусь, Казахстан, Кыргизию. Стенды были сгруппированы по 30 тематическим направлениям, в каждом из которых работали экспертные комиссии. В их состав входили представители университетов, научных организаций Российской академии наук, опытные руководители исследовательских работ школьников. Все они имели большой опыт работы на ученических научно-практических конференциях. Главная цель экспертизы – поддержка идей авторов, их мотивация на самостоятельную деятельность, рекомендации по дальнейшей работе.
Второй задачей стендовой сессии стало знакомство авторов и руководителей друг с другом и с тематикой их исследований, рождение новых совместных планов на будущее. Поэтому в обсуждении приняли участие общественные эксперты, руководители региональных делегаций и сами учащиеся, авторы исследований.
Среди направлений исследовательских работ – охрана природы и окружающей среды, микробиология, клеточная биология и физиология растений, медицина и физиология человека и животных, искусство и литература, этнография, культурная антропология и ономастика, экономика, социология и право и многие другие.
Среди представленных работ эксперты отметили исследование Светланы Швецовой, победителя Свердловского областного тура Конкурса им. В.И. Вернадского, выполненную под руководством Марины Сергеевны Галишевой. Название работы "Особенности гнездования дроздов в Харитоновском парке Екатеринбурга". Автором получены интересные данные о двух группах гнезд, находящихся в противоположных частях парка, выявлены предпочтительные для гнездования виды деревьев. Также исследователем зафиксировано влияние погодных условий на выживаемость потомства: высокая смертность эмбрионов при майском снегопаде и понижении температуры. Юный исследователь планирует дальнейшие наблюдения за гнездованием птиц и их численностью.
Высокую оценку получила работа Елизаветы Иноземцевой из г. Иваново: «Фауна и биотопическая приуроченность слепней пойменных лесных комплексов на территории Федерального заказника «Клязьминский» (рук. – Анна Юрьевна Гусева). Автор в течение нескольких лет собирает информацию о различных видах слепней, изучает динамику видового состава этих насекомых, отлавливая их при помощи оригинальной ловушки, напоминающей корову и привлекающей таким образом слепней. За время наблюдений Елизавета выявила новые для региона виды южных слепней, которые постепенно продвигаются на север по долинам рек, что и стало главным открытием автора. Но для экспертов секции «Охрана природы» не менее удивительным явилось и то, что такой объект как слепни, обычно вызывающий у человека исключительно отрицательные эмоции, попал в фокус внимания юного исследователя природы.
В гуманитарном направлении Екатерина Римашевская из школы № 1514 г. Москвы выполнила работу под руководством профессора Александра Николаевича Поддьякова. Автором с помощью оригинальной методики проведено исследование того, как старшеклассники придумывают объекты для стимулирования и изучения чужой любознательности и исследовательского поведения. Было проведен эксперимент на большой выборке старшеклассников. Выявлено, что в объектах, конструируемых для дошкольников, чаще предполагалось стимулирование любознательности и исследовательского поведения через физическое взаимодействие, в то время как в объектах для ровесников большее внимание уделялось познавательности информации, полученной от использования предмета.
Секция «Образование: история и современность» получилась камерной, - всего три работы. Ребята приехали издалека и на стендовой сессии, которая фактически стала научным семинаром, продемонстрировали высокий уровень и невероятную увлеченность. Павел Костылев из Бархатово с работой «Все начинается с учителя» углубился в историю своей семьи – настоящей педагогической династии. Марк Бадалян из Сочи с работой «Симбиоз робототехники и профориентационной работы в дополнительном образовании» продемонстрировал прекрасный тренажер, собранный своими руками. Работа Антона Игнатьева из Ленска «Создание летописи Ленского технологического техникума как основы создания музея организации» ярко представила вехи развития его родного учебного заведения.
В среду участники продолжили работу в формате пленарных слушаний.