Конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я-исследователь» - образовательная программа», целью которой было повышение качества исследовательских и проектных работ и увеличение количества детей вовлеченных в учебную исследовательскую деятельность, а также повышение уровня проведения институциональных и муниципальных этапов Конкурса.
Содержание работы Методической школы было направлено на обогащение образовательного пространства и повышение квалификации экспертного сообщества по развитию детской исследовательской деятельности. Эту работу в течение нескольких лет ведет организатор данного мероприятия, МБУДО «Детская Экологическая станция» г. Новый Уренгой.
Конкурсы движения МОД «Исследователь», к которым относится и Конкурс «Я – исследователь!», являются в первую очередь образовательными событиями, а не отборочными мероприятиями. Это налагает особые требования на экспертов конкурса, которые должны не просто оценить работу, но дать ребенку обратную связь в виде содержательного обсуждения, проблематизации каких-то моментов работы, предложения новых идей и пр. И сама оценка должна опираться на четкие разработанные критерии, а не проходить по дихотомиям «правильно – неправильно», «понял – не понял», «значимо – не значимо» и пр. Тем не менее, к сожалению, именно такой тип оценивания нередко преобладает на детских конкурсах исследовательских работ. На преодоление этого противоречия и было направлено содержание работы Методической школы, работа которой началась задолго до начала конкурса: в дистанционном формате в течение нескольких дней перед слушателями выступали: к.пс.н., ведущий эксперт ВШЭ Обухов А.С., доцент МПГУ к.пс.н. Трифонова Е.В., сотрудники ДЭС: Корчемнева Л.Г., Боечко О.С., воспитатели включенные в проект «Познание» детских садов «Огонёк» Бикбова Д.Д., «Мальвина» Романюк О.И. и «Золотой петушок» Гиздатулина А.М. В мероприятиях Методической школы приняли участие более 200 слушателей не только с Ямала, но и с других регионов России Донецкой народной республики, Тюменской области. В практических занятиях по моделированию детского исследования и проекта приняли участие около 50 человек из числа руководителей детских работ, экспертов и стажеров конкурса.
Программу Методической школы можно посмотреть здесь (https://disk.yandex.ru/i/yDjlgcSYMMZ4lQ) возможно, она послужит некоторой отправной точкой для идей, которые возникнут у коллег при организации региональных туров конкурса и образовательных мероприятий. Помимо этого следует отметить традиционные образовательные практики в рамках конкурса, связанные с консультированием родителей и научных руководителей по итогам проведения пленарных слушаний, организацию школы исследователя и праздника науки для детей.
Анализ практики показывает, что специфика организации исследовательской деятельности, при том, что она включена в Федеральные образовательные стандарты и дошкольного и начального и общего образования, не очень понятна воспитателям и учителям: на каждом конкурсе можно встретить работы, которые выстроены по типу практикумов или рефератов, содержат обилие экспериментов при отсутствии гипотез, либо такие, в которых присутствуют все структурные компоненты исследования вплоть до объекта и предмета, но они между собой логически никак не связаны. Несмотря на обилие информации о специфики детского исследования, привычные шаблоны продолжают доминировать, отчего качество детских исследовательских и проектных работ не соответствует требованиям конкурса «Я-исследователь!». Именно поэтому сотрудники МБУДО «Детская Экологическая станция» активно ведут разнообразную комплексную работу по развитию и поддержке детских исследований и формированию экспертного сообщества. На протяжении ряда лет в работу включены детские сады города, организуются и проводятся многочисленные КПК, вебинары, семинары, педсоветы и иные мероприятия, развивающие представления педагогов об исследовательской и проектной деятельности, их специфике на фоне других видов деятельности, особенностей организации и развития, понимания целей и развивающих возможностей. И успехи уже есть: опыт детских садов Нового Уренгоя вошел в интерактивное методическое пособие «Организация и развитие исследовательской деятельности в условиях дошкольных образовательных организаций и семьи» (2023), https://drive.google.com/file/d/12pukYj9_FUmZqtQmbVh_RiW_xVFY105U/view, а высокий профессионализм экспертов из Нового Уренгоя был отмечен на Всероссийском конкурсе исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я –исследователь!» в 2024 году в г. Сочи.