Личный опыт
Программа «Животный мир глазами юных исследователей» для детей 12-17 лет

Программа «Животный мир глазами юных исследователей» для детей 12-17 лет

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Животный мир глазами юных исследователей» является авторской дополнительной общеразвивающей программой естественно-научной направленности. Реализуется с 2004 года. Уровень обучения: углублённый.

Актуальность программы объясняется возросшей потребностью современного общества в принципиально иных молодых людях: образованных, нравственных, предприимчивых, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способных к сотрудничеству, отличающихся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовых к межкультурному взаимодействию, обладающих чувством ответственности за судьбу страны и умеющих оперативно работать с постоянно обновляющейся информацией. Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации.

Содержание образовательной программы направлено на создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка.

Данная программа разработана для учащихся, имеющих желание и способности к занятиям научными исследованиями под руководством преподавателя. Основная идея программы состоит в создании для учащихся условий и возможностей для исследования в интересующих их областях наук эколого-биологического направления. Занятия по данной программе способствуют формированию основ абстрактного, понятийного мышления, навыков публичного обсуждения проблемы, содействуют повышению самостоятельности на всех этапах научного исследования, самореализации творческих способностей.

Цель программы: формирование у обучающихся знаний и умений в исследовательской деятельности и воспитание в них ответственного отношения к окружающему миру природы.

Задачи первого года обучения:

Предметные:

• дать представление о значении науки;
• дать понятия о методах проведения исследовательской работы (общие эмпирические методы исследования);
• познакомить детей с правилами ведения дневников наблюдений за животными;
• ознакомить учащихся с правилами работы с научной и специальной литературой;
• познакомить с правилами выполнения, оформления и представления реферативной работы.

Метапредметные:

• развивать любознательность, наблюдательность, познавательный интерес;
• развивать творческую и деловую активность учащихся.

Личностные:

• воспитывать готовность к сотрудничеству, коллективному творчеству;
• воспитывать ответственное отношение к окружающей среде;
• формировать умение доводить начатое дело до конца.

Задачи второго года обучения:

Предметные:

• познакомить с теоретическими методами исследования (теоретический анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, аналогия, моделирование);
• познакомить с правилами выполнения, оформления и представления научно- исследовательской работы;
• познакомить с методами научно-практических исследований в природе;
• дать представление об основных экологических проблемах района, региона.

Метапредметные:

• развивать мышление, зрительную память;
• способствовать развитию аналитических умений, критического мышления учащихся;
• формировать способы социального взаимодействия.

Личностные:

• воспитывать нравственные качества – коллективизм, терпимое отношение друг к другу, уважение чужого мнения;
• воспитывать справедливость, доброжелательность, активную жизненную позицию.

Задачи третьего года обучения:

Предметные:

• познакомить с социологическими, эвристическими методами исследования (социологический опрос, анкетирование, метод фокальных объектов, метод мозгового штурма, проблемно-деловые игры);
• формировать навыки поиска и работы с различными информационными источниками;
• познакомить с принципами и правилами организации исследовательской деятельности;
• познакомить с профессиями эколого-биологической направленности.

Метапредметные:

• способствовать развитию умения анализировать и делать самостоятельный вывод по исследовательской проблеме;
• развивать лидерские качества, уверенность в себе, коммуникабельность;
• развивать профессиональные и познавательные интересы.

Личностные:

• воспитывать внимание, трудолюбие, целеустремлённость, аккуратность;
• воспитывать культуру коммуникативного общения;
• способствовать личностному и профессиональному самоопределению.

Задачи четвёртого года обучения:

Предметные:

• закрепить знания о различных методах проведения исследований;
• освоить методы научно-практических исследований в лаборатории и в природе;
• закрепить навыки работы с различными информационными источниками;
• научить детей выполнять, оформлять и представлять исследовательские работы самостоятельно.

Метапредметные:

• развивать самостоятельность и ответственность за результаты собственной деятельности;
• способствовать развитию исследовательских умений учащихся, научного мышления и аргументации.

Личностные:

• воспитывать желание детей к самостоятельной работе в проведении исследований;
• воспитывать гордость за научные успехи и достижения отечественной науки и учёных своего региона;
• формировать умение ставить цели и реализовывать их.

Отличительной особенностью данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы является:

• формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира; расширение и углубление базовых знаний по экологии, зоологии:
• овладение научным подходом к решению различных задач;
• овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты, делать выводы, работать с информацией (находить её в разных источниках, перерабатывать, анализировать);
• овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни; взаимодействовать с заинтересованными лицами, средствами массовой информации.
• формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа учитывает возрастные особенности детей и их интересы, ориентирована на учащихся в возрасте 12-17 лет. Это возраст первых открытий и значимых свершений.

У подростков в возрасте 12-13 лет проявляется чувство взрослости, новый уровень самосознания, потребность в общении со сверстниками, освоение основных наук, формирование индивидуального стиля мыслительной деятельности. Направление развития мотивационно-потребностная и интеллектуально-познавательная сферы.
В возрасте 14-17 лет у старшеклассников отмечается новый уровень самосознания, формирование мировоззрения, профессиональное самоопределение.

Отбор в группу, состоящую из 6 человек (в соответствии с Уставом) проводится из учащихся, прошедших курс обучения по дополнительной общеобразовательной программе эколого-биологической направленности «Юный зоолог» и желающих продолжить обучение.

Объём программы. Количество часов в год – 216. Срок реализации – 4 года.

Режим занятий. Занятия, продолжительностью 3 х 40 мин, 2 раза в неделю. Занятия приближены к реальной научной деятельности учёного и организуются в три этапа.

1. Вводный этап: 1-й год обучения. В первый год обучения учащиеся знакомятся с общими представлениями о науке, примерами из жизни великих учёных, эмпирическими методами научных исследований, с правилами работы с научной и специальной литературой. Задача учащихся 1 года обучения – освоение основных теоретических вопросов в выбранной научной области, которое заканчивается написанием и защитой реферата.
2. Текущий этап: 2-й год обучения. На втором году обучения обучающиеся постигают тонкости методик полевых опытов и туристского быта в летней экспедиции. В летней экспедиции проводится сбор экспериментальных данных. На материалах экспедиций готовится и защищается в конце учебного года исследовательская работа. Программа второго года обучения, направлена на подготовку учащихся к выполнению учебно-исследовательской работы, её оформлению под контролем со стороны педагога и представлению.
3. Текущий этап: 3-й год обучения. Программа третьего года обучения направлена на освоение методик лабораторного эксперимента и закрепление навыков выполнения учебно-исследовательской работы, оформления и представления, профессиональную ориентацию учащихся.
4. Итоговый этап: 4-й год обучения. В четвертый год обучения ребята выполняют и оформляют исследовательскую работу самостоятельно. Обучающимся, имеющим опыт в исследовательской деятельности и желающим выступить в роли консультантов, предоставляется возможность курировать один из проектов, выполняющихся обучающимися 4-го года обучения по общеразвивающей программе «Юный зоолог».

Методы обучения:

- словесные: беседа, анализ текста, объяснение, лекция;
- наглядные: демонстрация фото и видеоматериалов, коллекций, иллюстраций, муляжа, образцов;
- практические: лабораторные и практические работы, мозговой штурм, оформление НИР, ведение дневников наблюдений, выступление с докладом. Основной вид деятельности учащихся – исследовательская работа (опыты, наблюдения за животными в мини-зоопарке ДЭБЦ и в природе, социологические опросы, работа с литературными источниками, архивом ит. д.). Публикация работ учащихся является логическим завершением их исследовательской деятельности и в то же время дополнительным стимулом к её продолжению.

Планируемые результаты. Предполагаемый результат – экологически грамотная личность ребёнка, умеющая применять полученные знания и навыки в исследовательской деятельности в области экологии и зоологии, способная гармонично взаимодействовать с окружающей средой, создавать и защищать собственный результат исследовательской деятельности.

В результате обучения по программе обучающийся:

1. При проведении исследовательских работ получит не только знания, но и определённый жизненный опыт, позволяющий в будущем более эффективно и полноценно организовывать свою жизнедеятельность.
2. Получит навыки работы с различными информационными источниками, анализа и конспектирования литературы.
3. Будет иметь представление организации исследовательской деятельности.
4. Будет знать, что такое проблема, актуальность, цель и задачи исследования.
5. Будет уметь оформлять и публично защищать результаты собственного исследования.
6. Научится проводить рефлексию собственной поисковой, организационной деятельности.

К концу первого учебного года ребёнок будет Знать:

• правила наблюдения за объектами исследований;
• правила оформления дневников наблюдений;
• правила оформления реферата, доклада.

Уметь:

• вести наблюдение за животными и оформлять результаты наблюдения;
• обрабатывать результаты наблюдений, сравнивать, анализировать, делать выводы;
• оформлять реферат, доклад (составлять графики, таблицы).

К концу второго учебного года ребёнок будет Знать:

• технологию работы с литературными источниками;
• правила составления и оформления документов, презентаций;
• правила выступления с докладом, ведения дискуссии.

Уметь:

• работать с информацией (находить её в разных источниках, перерабатывать, анализировать);
• оформлять наглядные пособия, доклад, научно-исследовательскую работу;
• выступать перед публикой, вести дискуссии. К концу третьего учебного года ребёнок будет Знать:
• что такое цель, задачи, гипотеза;
• этапы планирования исследовательской работы;
• социологические и эвристические методы исследования;
• методы творческого мышления.

К концу третьего учебного года ребёнок будет Знать:

  • что такое цель, задачи, гипотеза;
  • этапы планирования исследовательской работы;
  • социологические и эвристические методы исследования;
  • методы творческого мышления.
Уметь:

• ставить цели и задачи исследования;
• выдвигать гипотезу и доказывать её;
• планировать и самостоятельно организовывать свой поиск;
• подбирать методы исследования;
• проводить социологический опрос, анкетирование;
• применять методы творческого мышления.

К концу четвёртого учебного года ребёнок будет Знать:

• методы научно-практических исследований в лаборатории и в природе;
• правила организации и этапы исследовательской и проектной деятельности;
• особенности конспектирования, составления тезисов, рецензии.

Уметь:

• применять методы научно-практических исследований в лаборатории и в природе адекватные поставленным задачам;
• выполнять, оформлять и представлять научно-исследовательские, реферативные работы и проекты;
• самостоятельно находить информацию для решения выявленной проблемы, используя различные информационные ресурсы;
• конспектировать литературу, составлять тезисы.

Программа состоит из 3 основных блоков, которые повторяются из года в год:

• Учебный блок включает изучение методов исследования, научных достижений, экологии, экологических проблем города и области, технологию работы с литературными источниками, технологию взаимодействия с окружающим социумом;
• Исследовательский блок включает проведение опытов, наблюдений, экологических экспедиций. Оформление результатов исследований. Защита исследовательского проекта. Исследовательский блок является вариативным. Содержание может изменяться в зависимости от выбранной темы;
• Социально-культурный блок включает участие в природоохранных мероприятиях, общих трудовых десантах, праздниках, коллективных творческих делах.


Учебно-тематический план первого года обучения

Название тем

Всего

Теория

Практика

Комплектование групп

3

3

Вводное занятие

3

1

2

Учебный блок

 

 

 

·       Общеразвивающий модуль. У истоков науки.

30

10

20

·       Прикладной модуль.

22

10

12

·       Обучающий модуль.

18

14

4

Итоговое занятие

2

 

2

Исследовательский блок

103

9

94

Итоговое занятие

2

 

2

Социально-культурный блок

30

 

30

Заключительное занятие

3

3

 

Итого:

216

44

172

     

Содержание общеобразовательной общеразвивающей программы первого года обучения

Комплектование групп. Экскурсии по школам с беседой по теме: «Я в учёные пойду – пусть меня научат», набор обучающихся в группы НОУ. Знакомство с расписанием занятий, с содержанием программы.

Вводное занятие. Знакомство с членами объединения, планом работы на год, с требованиями к поведению кружковцев. Правила техники безопасности при общении с животными.

Практическая часть:

- экскурсия по залам МБУ ДО «ДЭБЦ» «Загадочное путешествие»;
- интеллектуальная экологическая игра «Что? Где? Когда?».

Учебный блок

Общеразвивающий модуль. Информация. Теория информации. Пути передачи информации. Научные открытия, роль науки в жизни общества, новые технологии. Знакомство с учёными биологами (Павлов И.П., Сеченов И.М.). Этапы выполнения научно-исследовательской деятельности. Методы исследовательской деятельности: эмпирические методы (рабочие, комплексные).

Эмпирические метод :

1. Рабочие, частные методы эмпирического исследования (изучение литературы, документов, наблюдение, опрос, метод экспертных оценок, тестирование).
2. Комплексные, общие методы: обследование, мониторинг, эксперимент. Сущность и значимость наблюдений. Классификация наблюдений. Выбор объекта и способ фиксаций наблюдений. Требования к наблюдениям. Этапы наблюдений. План наблюдений. Требования к заполнению дневников наблюдений. Научная терминология. Структура, обозначение.

Практическая работа:

- игры (на сплочение коллектива «Знакомимся – дружим», «Наблюдателен ли ты», «Проверь своё мышление»);
- решение логических задач;
- проведение наблюдений за животными в природе и в неволе. Оформление наблюдений в дневники;
- подготовка к фестивалю идей (представление темы исследования, выявление и оценка существующей проблемной ситуации, целеполагание, постановка задач исследования, выдвижение гипотезы, составление доклада, создание презентации).

Прикладной модуль. Технология работы с литературными источниками (правила работы с каталогом, поиск необходимой литературы по теме исследования.) Несколько принципов взаимопонимания. Умение слушать. Несколько правил общения. Виды представления исследований (доклад, реферат). Как отделять главное от второстепенного. Приёмы сжатия текста. Правила оформления реферата. Композиция работы. Процедура защиты реферативной работы и подготовка к ней. Как развивать артикуляционный аппарат.

Практическая работа:

- работа с каталогом, со справочной и научной литературой. Составление библиографии по теме исследования. Нахождение информации по каталогам, в Интернете, формулирование ключевых слов;
- упражнение «Взаимопонимание»;
- игра на развитие умений общения «Культура общения»;
- оформление реферата;
- отработка дикционной чёткости. Произношение скороговорок;
- работа с тестами: «Приятный ли вы собеседник», «Насколько хорошо вы овладели этикетом общения».

Обучающий модуль. Предмет и задачи зоологии с основами экологии. История зоологии. Зоология – комплекс наук. Содержание науки экологии. Изучение экологии (общие законы). Видовое разнообразие животных Сибири. Приспособление животных к жизни в Сибири: строение покрова, кочёвки, миграции, спячка. Итоговый контроль.

Практическая работа: измерение, взвешивание животных; наблюдение за животными в природе, в неволе.

Экскурсии:

• в лес по теме: «Лес-полон сказок и чудес»;
• в музей по теме: «Видовое разнообразие животных Сибири»;
• на предприятие: «Выбор профессии».

Заполнение дневников наблюдений по плану, карточек встреч с животными.

Экологические игры: «Обитатели леса», «Грызущие млекопитающие», «Лишние слова». Отгадывание кроссвордов: «Птицы Сибири», «Лесные птицы», «Птицы на букву С», «Животный мир в пословицах и поговорках».

Итоговое занятие.

Исследовательский блок. 

Практическая работа: определение объектной области, объекта и предмета исследования. Выбор и формулировка темы, проблемы и обоснование их актуальности. Составление СП иска литературы по проблеме исследования. Изучение научной литературы и уточнение темы. Формулирование гипотезы, цели и задач исследования. Выбор методов и методик, необходимых для реализации исследования. Сбор и обсуждении е полученных данных. Обработка результатов. Анализ и обобщение результатов, выводы. Оформление отчёта по учебно- исследовательской деятельности, презентаций. Написание учащимися учебно- научного доклада. Подготовка к конференции. Анализ выполненной работы. Итоговое занятие. Выступление с докладом на конференции на базе ДЭБЦ. Анализ выступления на конференции. Выработка планов в исследовательской работе на будущее.

Социально-культурный блок:

- участие в экологических акциях;
- участие в походах в пригородном лесу: «День открытых дверей», «День рождения ЛИСа»;
- участие в праздниках: встреча Нового года, день Святого Валентина; 8 марта, 23 февраля на базе центра;
- подготовка и участие в творческих конкурсах;
- участие в каникулярных мероприятиях центра.

Заключительное занятие. 

Подведение итогов учебного года. Задание на летний период.

Учебно-тематический план второго года обучения

Название темы

Всего

часов

Теория

Практика

Вводное занятие

6

3

3

Учебный блок

 

 

 

·        Общеразвивающий раздел «У истоков науки»

45

20

25

·        Прикладной модуль

30

10

20

·        Обучающий модуль

18

8

10

Итоговое занятие

3

 

3

Исследовательский блок

Эколого-краеведческая экспедиция

54

24

20

34

24

Итоговое занятие

3

 

3

Социально-культурный блок

30

 

30

Заключительное занятие

3

3

 

Итого:

216

64

152


Содержание общеобразовательной общеразвивающей программы второго года обучения

Вводное занятие. Знакомство с новыми членами объединения, планом работы на год. Повторение правил поведения кружковцев, техники безопасности при общении с животными. 

Практическая часть: экскурсия по залам МБУ ДО «ДЭБЦ» «Наш общий дом»; интеллектуальная экологическая игра «Биологическое ассорти» 

Учебный блок 

Общеразвивающий модуль. Ступеньки памяти. Правила хорошего обращения с памятью. Знакомство с научной терминологией. Повторить, что такое метод, проблема, цель, гипотеза, задачи. В поисках новых идей. Применение методов творческого мышления. Теоретические методы научного исследования природы (теоретический анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, аналогия, моделирование.) Знакомство с технологией анализа «Шесть шляп мышления».
Практическая часть:

  • экскурсия в лес по теме: «Распространение вредителя». Оформление и заполнение таблиц, дневников наблюдений; 
  • заполнение карточек встреч с животными;
  • наблюдение за животными в природе и в неволе. Фиксация наблюдений по плану;
  • тренинги, мозговой штурм. Освоение технологии анализа шести шляп мышления; 
  • подготовка к фестивалю идей (представление темы исследования, выявление и оценка существующей проблемной ситуации, целеполагание, постановка задач исследования, выдвижение гипотезы, составление и оформление доклада, создание слайдовой презентации к докладу);
  • интеллектуальная экологическая игра «Экологический марафон».

Прикладной модуль. Виды представления исследований (доклад, реферат, проект). План подготовки научно-исследовательской работы. Правила оформления научно-исследовательской работы. Правила работы с книгой, журналом, газетой. Методы эффективного чтения. Правила ведения записей: компактность, выдержка интервала, датирование, поля, подчёркивание, выделение ключевых слов. Процедура защиты научно-исследовательской работы и подготовка к ней. Композиция работы. Особенности языка и стиля научно-исследовательской работы. Правила публичного выступления. 

Практическая работа: 

  • работа с каталогом, со справочной и научной литературой. Составление библиографии; 
  • поиск необходимой литературы по теме исследования. Работа с архивными документами; 

  • оформление наглядных пособий (таблиц, рисунков, фотографий, коллекций), дневника наблюдений;

  • подготовка к выступлению на фестивале идей; 

  • проведение бесед среди обучающихся центра; 

  •  участие в конкурсах различного уровня (знакомство с положением конкурса, оформление заявки, тезисов и работ согласно положению конкурса).

Обучающий модуль. Воздействие человека на животных: расселение, уничтожение мест обитания, отстрел. Животные в неволе. Исчезновение видов. Как сохранить видовое разнообразие животных: сохранение территории их жизни. Памятники природы г. Колпашево. Заказники Томской области. Поведение животных. Понятие о правах и обязанностях хозяев, имеющих домашних животных. Экологические проблемы города, региона. 

Практическая работа: 

  • наблюдение за животными в природе. Экскурсия в лес «Зимние явления в жизни животных», «Следы жизнедеятельности животных». Заполнение карточек встреч с животными;
  • наблюдение за животными в неволе - в зоологической лаборатории центра (поведение животных во время кормления, во время развития детёнышей). Оформление дневников наблюдений;
  • упражнения для тренинга: «Кто решает проблемы?», «Критическое отношение к суждениям о состоянии окружающей среды», «Выбор решения экологических проблем»;
  • игры биологического направления «Мусор», «Грызуны», «Путешествие по ООПТ»;
  • итоговое занятие.
Исследовательский блок. Определение объектной области, объекта и предмета исследования. Выбор и формулировка темы, проблемы и обоснование их актуальности. Изучение справочной, научной литературы и уточнение темы. Формулирование гипотезы, цели и задач исследования. Выбор методов и методик, необходимых для реализации исследования. Сбор и анализ информации о районе исследования. Обсуждение полученных данных. Обработка результатов. Формулирование выводов. Оформление отчёта по учебно-исследовательской деятельности. Подготовка к конференции. Выработка планов в исследовательской работе на будущее.

Практическая часть:

  • подготовка к проведению эколого-краеведческой экспедиции (оформление документов, таблиц, дневников наблюдений, правила техники безопасности);

  • участие в эколого-краеведческой экспедиции по теме исследования;

  • оценка собственной работы;

  • оформление обучающимися исследовательской работы и учебно-научного доклада;

  • оформление слайдовой презентации к докладу;
  • анализ выполненной работы;

  • итоговое занятие. Выступление с докладом на конференции на базе МБУ ДО ДЭБЦ»;

  • анализ выступления на конференции. Работа над ошибками;

  • обсуждение работ по результатам конференции;

  • участие в конкурсах различных уровней (регион, область, всероссийский).

Социально-культурный блок:

  • участие в экологических акциях;

  • участие в походах: «День открытых дверей», «День рождения ЛИСа»;

  • участие в праздниках: встреча Нового года, день Валентина; 8 марта, 23 февраля;

  • подготовка и участие в творческих конкурсах;

  • участие в каникулярных мероприятиях центра;

Заключительное занятие. Подведение итогов учебного года. Выработка планов на будущее. Летнее задание.


Учебно-тематический план третьего года обучения



Название темы

Всего

часов

Теория

Практика

Вводное занятие

6

3

3

Учебный блок

 

 

 

·     Общеразвивающий раздел «У истоков науки»

30

10

20

·     Прикладной модуль

27

10

17

·     Обучающий модуль

20

5

15

·     Профориентационный модуль

9

 

9

Итоговое занятие

3

 

3

Исследовательский блок

Летняя полевая практика

70

15

 

70

15

Итоговое занятие

3

 

3

Социально-культурный блок.

30

 

30

Заключительное занятие

3

 

3

Итого:

216

24

192


Содержание общеобразовательной общеразвивающей программы третьего года обучения

Вводное занятие. Знакомство с планом работы на год, с требованиями к поведению кружковцев. Повторение правил техники безопасности.

Практическая часть: экскурсия по залам МБУ ДО «ДЭБЦ» «Чудеса центра». Интеллектуальная экологическая игра «Поле чудес».

Учебный блок

Общеразвивающий модуль. Значение науки в жизни человека. Люди науки: творчество, личности. Биография учёных (Вернадский В.И., Мечников И.И. и их вклад в развитие науки.) Новые научные достижения. Научные достижения НГСС. Научная терминология. Методы творческого развития мышления. Эвристические методы (метод фокальных объектов, метод мозгового штурма, синектика). Знакомство с социологическими методами исследования (социологический опрос, анкетирование). Правила ведения беседы, интервью. Правила составления анкет и проведения анкетирования. В поисках новых идей.

Практическая часть: 

  • проблемно-деловые игры «Решение спорной проблемы», «Телефонный разговор», «Деловой разговор»;
  • составление анкеты для изучения социальной проблемы;
  • проведение социологического опроса, анкетирования, тестирования;
  • подготовка к фестивалю идей. Выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задач, выдвижение гипотезы, составление доклада, слайдовой презентации.
Прикладной модуль. Планирование. Технология работы со СМИ и окружающим социумом. Технология взаимодействия с окружающим социумом (деловая беседа, телефонный разговор, привлечение внимания слушателей, работа с деловой документацией). Как составить сообщение для средств массовой информации. Общие закономерности творческого процесса. Этика коллективного творчества. Как стать уверенным в себе. Как воспринимать критику. Композиция работы. Повторить правила выступления перед публикой, особенности языка и стиля научно-исследовательской работы.

Практическая часть:

  • оформление доклада, мини-проекта;
  • составление сообщения для средств массовой информации;
  • проведение бесед среди обучающихся других объединений центра и школ города. КТД;
  • построение плана деятельности. Поиск информации по каталогам, в Интернете, формулирование ключевых слов. Работа с архивными документами. Структурирование информации, выделение главного;
  • подбор необходимого оборудования, приготовление материалов, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров;
  • оформление наглядных пособий (таблиц, рисунков, фотографий, коллекций);
  • работа с тестом: «Что значит быть уверенным в себе?», «Что значит быть победителем?», «Внимателен ли ты»;
  • игра на развитие лидерских качеств «Критики»;
  • упражнения для тренинга: «Разговор по телефону», «Внимание», «Самопрограммирование», «Восстановить историю».

Обучающий модуль. Изучение экологии. Общие законы. Экологические проблемы. Пути решения проблемы. Экологическая обстановка города, региона. Состояние окружающей среды Томской области. Обеспечение экологической безопасности. Качество природной среды и состояние природных ресурсов. Состояние здоровья населения Томской области. 

Практическая часть: 

  • экскурсия в природу (лес, водоём) по теме: «Экологические проблемы города»;
  • выступление с мини-докладом в кружке;
  • работа с определителями животных и растений;
  • составление анкеты для изучения социальной проблемы;
  • проведение социологического опроса, анкетирования, тестирования;
  • упражнения для тренинга: «Выбор альтернативы», «Самооценка отношения к экологическим проблемам», «Как изменилась окружающая среда нашей местности»;
  • работа с тестами: «Моё здоровье и экология», «Вы и ваше здоровье», «Ваш личный экослед», «Геометрический тест».

Профориентационный модуль. Знакомство с профессиями эколого- биологической направленности. Знакомство с образовательными учреждениями, где можно получить данные профессии.

Практическая часть:

  • игра биологического направления: «Путешествие по профессиям»;

  • экскурсия на предприятие: «Встреча с интересными людьми»;

  • профориентационное тестирование: «Что тебе интересно», «Какая профессия тебе подойдёт?», «Кем быть?», «Моя будущая профессия и экология»;

  • работа со справочником абитуриенту. Игра «Скорая помощь в выборе профессии

  • итоговое занятие.

Исследовательский блок. Практическая часть: Полевая экологическая практика. Определение объектной области, объекта и предмета исследования. Выбор и формулировка темы, проблемы и обоснование их актуальности. Изучение справочной, научной литературы и уточнение темы. Составление представления о степени изученности темы. Формулирование гипотезы, цели и задач исследования. Выбор методов и методик, необходимых для реализации исследования. Сбор и анализ информации о районе исследования. Обсуждение полученных данных. Анализ результатов практического исследования. Формулирование выводов. Оформление отчёта по учебно- исследовательской деятельности. Подготовка к конференции. Составление учащимися учебно-научного доклада, презентации.

Выработка планов в исследовательской работе на будущее. Оценка собственной работы. Анализ выполненной работы. Формулирование вопросов.

Итоговый контроль. Представление и презентация доклада на конференции на базе ДЭБЦ. Анализ выступления на конференции. Работа над ошибками. Участие в конкурсах различных уровней (региональный, всероссийский).

Социально-культурный блок:

  • участие в экологических акциях;

  • участие в походах: «День открытых дверей», «День рождения ЛИСа»;

  • участие в праздниках: встреча Нового года, день Валентина; 8 марта, 23 февраля;

  • подготовка и участие в творческих конкурсах;

  • участие в каникулярных мероприятиях центра;

Заключительное занятие. Подведение итогов учебного года. Обсуждение работы по результатам конференции.

Учебно-тематический план четвёртого года обучения


Название темы

Всего

часов

Теория

Практика

Вводное занятие

6

3

3

Учебный блок

 

 

 

·       Общеразвивающий раздел «У истоков науки»

21

7

14

·       Прикладной модуль

24

8

16

·       Обучающий модуль

15

6

9

·       Профориентационный модуль

9

 

9

Итоговый контроль

3

 

3

Исследовательский блок

105

 

105

Итоговый контроль

3

 

3

Социально-культурный блок

30

 

30

Заключительное занятие

3

 

3

Итого:

216

24

192

 

Содержание общеобразовательной общеразвивающей программы четвёртого года обучения

Вводное занятие. Знакомство с планом работы на год. Повторение правил: поведения кружковцев (в зоологическом зале, на дороге, в лесу, водоёме, на экскурсиях на предприятиях); техники безопасности при общении с животными.

Практическая часть: экскурсия по залам МБУ ДО «ДЭБЦ» «Интересные факты о животных»; интеллектуальная экологическая игра «Робинзиада».

Учебный блок

Общеразвивающий модуль. Новые научные открытия, новые технологии. Знакомство с учёными биологами. Особенности труда учёного. Возможности карьерного роста в науке. Жизненный путь учёного. Виды исследовательской деятельности. Методы исследовательской деятельности: эмпирические, теоретические, социологические. Организация исследовательской деятельности. Знакомство с научной терминологией.

Практическая работа:

  • игры (на сплочение коллектива «Знакомимся – дружим», «Наблюдателен ли ты», «Лишние слова», «Проверь своё мышление»);

  • решение логических задач;

  • занимательная экология;

  • наблюдение за животными в природе. Экскурсия в лес «Осенние явления в жизни животных», «Последам невиданных зверей». Заполнение карточек встреч с животными;

  • наблюдение за животными в неволе - в зоологической лаборатории центра (поведение животных во время кормления, во время развития детёнышей, во время моциона). Оформление дневников наблюдений;

  • подготовка к фестивалю идей (представление темы исследования, выявление и оценка существующей проблемной ситуации, целеполагание, постановка задач исследования, выдвижение гипотезы, составление доклада, создание презентации).

Прикладной модуль. Информационное пространство общества (виды информации, виды коммуникации). Современное информационное пространство: надежды и опасения. Психология общения (темперамент человека и его проявления в общении, характер личности, роль эмоций в общении, обращение, привлечение внимания, конфликты в общении, способы разрешения конфликтов.) Совершенствование артикуляционного аппарата. Повторить правила составления плана, технологию работы со СМИ и окружающим социумом, правила работы с литературными источниками, правила выступления перед публикой, технологию взаимодействия с окружающим социумом (деловая беседа, телефонный разговор, привлечение внимания слушателей, работа с деловой документацией).

Практическая часть:

  • оформление доклада, отчёта, мини-проекта;

  • составление сообщения для средств массовой информации;

  • проведение бесед среди обучающихся других объединений центра и школ города. КТД;

  • построение плана деятельности. Нахождение информации по каталогам, в Интернете, формулирование ключевых слов. Структурирование информации, выделение главного;

  • подбор необходимого оборудования, приготовление материалов, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров;

  • оформление наглядных пособий (таблиц, рисунков, фотографий, коллекций);

  • игра на развитие лидерских качеств «Критики».

Обучающий модуль. Глобальные экологические проблемы. Пути решения экологических проблем. Некоторые экологические закономерности.

Практическая работа:

  • упражнения для тренинга: «Кто решает проблемы?», «Критическое отношение к суждениям о состоянии окружающей среды», «Выбор решения экологических проблем»;

  • формулирование вопросов в анкеты;

  • проведение анкетирования, социологического опроса;

  • экскурсия в природу (лес, водоём) «Экологические проблемы города, пути решения проблем»;

  • работа с определителями животных и растений;

  • задачи и вопросы по экологии.

Профориентационный модуль. Знакомство с профессиями эколого- биологической направленности. Знакомство с образовательными учреждениями, где можно получить данные профессии.

Практическая часть:

  • игра биологического направления «Профессии от «А» до «Я»;

  • экскурсия на предприятие «Встреча с интересными людьми»;

  • профориентационное тестирование: «Что тебе интересно», «Скорая помощь в выборе профессии». Итоговый контроль.

Исследовательский блок. 

Практическая часть. 

Определение объектной области, объекта и предмета исследования. Выбор и формулировка темы, проблемы и обоснование их актуальности. Изучение справочной, научной литературы и уточнение темы. Составление списка литературы по проблеме исследования. Формулирование гипотезы, цели и задач исследования. Выбор методов и методик, необходимых для реализации исследования. Сбор и анализ информации о районе исследования. Обсуждение полученных данных. Обработка результатов. Формулирование выводов. Оформление отчёта по учебно-исследовательской деятельности. Подготовка к конференции. Выработка планов в исследовательской работе на будущее. Составление учащимися учебно-научного доклада. Оценка собственной работы. Анализ выполненной работы. Формулирование вопросов. Итоговый контроль. Представление и презентация доклада на конференции на базе ДЭБЦ. Анализ выступления на конференции. Работа над ошибками. Участие в конкурсах различных уровней (района, региона, всероссийский).

Социально-культурный блок:

  • участие в экологических акциях;

  • участие в походах: «День открытых дверей», «День рождения ЛИСа»;

  • участие в праздниках: встреча Нового года, день Валентина; 8 марта, 23 февраля;

  • подготовка и участие в творческих конкурсах;

  • участие в каникулярных мероприятиях центра.

Заключительное занятие. Подведение итогов учебного года. Обсуждение работы по результатам конференции.

Условия реализации программы

Работа по данной программе предусматривает проведение занятий на базе детского эколого-биологического центра, имеющего уголок живой природы, на природных объектах (в лесу, водоёме), в полевых условиях, в городском музее. 

Оборудование: Микроскоп, лупа, пинцет, психрометр, термометр, градусник, фотоаппарат, компас, бинокль, весы, планшет. 

Канцелярские принадлежности: линейки, карандаши, фломастеры, блокноты для записей. 

Материалы:   препаравальные   иглы,   шприцы,   витамины,   вата, медицинский спирт, чашка Петри. 

Формы аттестации: мониторинг и промежуточная аттестация. Оценочные ма- териалы прилагаются в приложении. 

 
 Методическое обеспечение программы

Дидактический материал

Наглядные пособия:

  • набор открыток: «Мастерская природы», «Пресмыкающиеся», «Земноводные», «Птицы», «Породы собак», «Породы кошек», «Породы кроликов»;

  • животные мини-зоопарка;

  • муляж яйца; 

  • скелет кошки; 

  • набор коллекций: яичная скорлупа и перья птиц, насекомые; 

  • определители животных и растений.

Таблицы : «Кодекс психологически грамотного поведения», «12 правил поведения в конфликте», «11 табу в конфликтной ситуации», «Продолжительность жизни животных», «Особо-охраняемые природные территории Томской области», «Правила заполнения фенологических наблюдений», «Правила заполнения паспорта на животного», «План наблюдений за животным», «Размеры клеток в норме», «Словарь этологических терминов», «Методы научного исследования», «Правила оформления исследовательской работы», «Виды исследовательских работ», «Правила собеседования», «Правила ведения телефонного разговора».

Авторские презентации по темам: «Галерея учёных», «Этапы исследовательской деятельности», «Методы исследования», «Насекомые вредители», «Телефонный разговор», «Конвенция».

Видеофильмы: «По следам Красной книги», «Контрабанда животными», «Собачий разум», «Экологические проблемы».

Интеллектуальные  игры     биологического  направления:  «Домашние питомцы», «Путешествие по профессиям», «Профессии от А до Я», «Проблема города-мусор»,

«Грызущие млекопитающие», «Культура общения», «Насекомые, кто они?», «Зоолото», «Животные Красной книги Томской области», «Обитатели леса», «Путешествие в экоград».

Викторины: «Заповедные места», «Удивительное рядом», «Самые-самые».

Карточки задания для контроля: «Решение спорной проблемы», «Телефонный разговор», «Виды информации», «Карточки встреч животного в природе», «План наблюдений за животными в зоолаборатории и на природе».

Упражнения для развития памяти и речи: скороговорки, настольная игра из карточек «Найти пару».

Памятки докладчику: «Речь докладчика», «Внешний вид оратора»



Тесты: «Что тебе интересно», «Какая профессия тебе подойдёт?», «Кем быть?», «Моё здоровье и экология», «Вы и ваше здоровье», «Ваш личный экослед», «Геометрический тест», «Моя будущая профессия и экология», «Конфликтная ли вы личность», «Мозговой штурм», «Приятный ли вы собеседник», «Насколько хорошо вы овладели этикетом общения»; «Что значит быть уверенным в себе», «Внимателен ли ты».

Методическое обеспечение программы. 


Раздел про- граммы

Приёмы и методы ор- ганизации образова- тельного процесса

Дидактический материал

Формы за- нятий

Формы подведе- ния ито- гов

Техниче- ское осна- щение за- нятий

1

Вводное занятие

игровые, наглядные, практические

Карточки задания

Экскурсия, игра путеше- ствие

Рефлек- сия, наблюде- ние

компьютер, оргтехника, видеопроек- тор, диски

2

Учебный блок

 

 

 

 

 

 

Обще-

игровые,

Логические задачи,

Беседа, лек-

Наблю-

компьютер,

развива-

наглядные,

Викторин : «Заповедные

ция, деловые

дение.

оргтехника,

ющий

словесные,

места», «По следам красной

игры, наблю-

Тестиро-

видеопроек-

модуль

практические

книги Томской области»,

дения.

вание

тор, диски

 

 

«Удивительное рядом», «Са-

Экскурсия.

 

 

 

 

мые-самые».

Практическая

 

 

 

 

Карточки задания для кон-

работа

 

 

 

 

троля: «Решение спорной

 

 

 

 

 

проблемы», «Телефонный

 

 

 

 

 

разговор», «Виды информа-

 

 

 

 

 

ции», «Карточки встреч жи-

 

 

 

 

 

вотного в природе», «План

 

 

 

 

 

наблюдений» за животными в

 

 

 

 

 

зоолаборатории и на приро-

 

 

 

 

 

де».

 

 

 

 

Приклад-

игровые,

Карточки задания для кон-

Беседа, лек-

Самосто-

компьютер,

ной мо-

наглядные,

троля: «Решение спорной

ция.

ятельная

оргтехника,

дуль

словесные,

проблемы», «Телефонный

Практическая

работа.

видеопроек-

 

практические

разговор», «Виды информа-

работа.

Наблю-

тор, диски

 

 

ции», «Карточки встреч жи-

Работа с ли-

дение.

 

 

 

вотного в природе», «План

тературными

Тестиро-

 

 

 

наблюдений за животными в

источниками.

вание

 

 

 

зоолаборатории и на природе»

Тренинги.

 

 

 

 

 

Анкетирова-

 

 

 

 

 

ние

 

 

 

Обучаю-

игровые,

Таблиц :«Кодекс психологи-

Лекция, бесе-

Самосто-

компьютер,

щий мо-

наглядные,

чески грамотного поведения»,

да, деловые

ятель-

оргтехника,

дуль

словесные,

«12 правил поведения в кон-

игры, наблю-

наярабо-

видеопроек-

 

практические

фликте», «11 табу в кон-

дения,

та, тести-

тор, диски

 

 

фликтной ситуации», «Про-

практика

рование

 

 

 

должительность жизни жи-

Экскурсия.

 

 

 

 

вотных», «Особо-охраняемые

 

 

 


 

 

 

природные территории Том- ской области», «Правила за- полнения фенологических наблюдений», «Правила за- полнения паспорта на живот- ного», «План наблюдений за животным», «Размеры клеток в норме», «Словарь этологи- ческих терминов», «Методы научного исследования»,

«Правила оформления иссле- довательской работы», «Виды исследовательских работ»,

«Правила собеседования»,

«Правила ведения телефонно- го разговора»

 

 

 

 

Профо- риента- ци-онный модуль

игровые, словесные, наглядные, практические, тестирование

Тесты: «Что тебе интересно»,

«Какая профессия тебе подой- дёт?», «Кем быть?», «Моя будущая профессия и эколо- гия»,

Игры: «Путешествие по про- фессиям», «Профессии от А до Я»

Экскурсия. Деловые иг- ры. Тестиро- вание

Тестиро- вание

компьютер, оргтехника, видеопроек- тор, диски

3

Исследо- ватель- ский блок

игровые, словесные, наглядные, практические работы, те- стирование

Карточки задания для кон- троля: «Решение спорной проблемы», «Телефонный разговор», «Виды информа- ции», «Карточки встреч жи- вотного в природе», «План наблюдений за животными в зоолаборатории и

на природе».

Упражнения для развития памяти и речи: скороговорки, настольная игра из карточек

«Найти пару».

Памятки докладчику: «Речь докладчика», «Внешний вид оратора»

Экскурсия. Экспедиция. Оформление результатов наблюдений, работа с ар- хивом. Под- готовка и защита рефе- ратов  Опыты и ла- бораторные работы

Подго- товка рефера- тов и докладов. Защита работы на конфе- ренции.

Оценка и анализ выступ- ления на конфе- ренции

компьютер, оргтехника, видеопроек- тор, диски

4

Соци- ально- куль- турный блок

игровые, сло- весные, наглядные, практические работы

Карточки задания, квест-игра, викторины, кроссворды, ребу- сы, пословицы

Природо- охранные акции, трудо- вые десанты, походы, кон- курсы, игры, праздники,

КТД

Самосто- ятельная работа

компьютер, оргтехника, видеопроек- тор, диски

5

Заклю- читель- ное за- нятие.

игровые, сло- весные, наглядные

Тесты

Итоговый мониторинг

Тестиро- вание

 

 


Количество показов: 692
Дата создания: 15.01.2021 10:56:38