Личный опыт
Методическая разработка для младших школьников «Прививки. Полезные и вредные изменения»

Методическая разработка для младших школьников «Прививки. Полезные и вредные изменения»

Предлагаемая к рассмотрению разработка «Прививки. Полезные и вредные изменения» предназначена для детей 8-9 лет, обучающихся по программе «Удивительный мир открытий». Программа разработана на основе авторской программы междисциплинарного обучения «Одаренный ребенок» Н.Б. Шумаковой применительно к условиям дополнительного образования и рассчитана на детей младшего школьного возраста, обладающих ярко выраженной широкой любознательностью и потребностью в познании. Занятия по данной программе носят развивающий характер и обеспечивают значительный эффект развития творческого мышления, коммуникативных, интеллектуальных способностей, позволяют формировать и активно использовать исследовательские навыки младших школьников.

С учетом специфики деятельности Центра творческого развития и гуманитарного образования, направленной на развитие интеллектуального творчества и исследовательской активности детей, по согласованию с автором курса МДО Н.Б. Шумаковой, внесены изменения в программу МДО «Одаренный ребенок». Изменены сроки обучения: вместо 4 лет дети обучаются по программе 3 года, но при этом увеличено количество часов в год до 144 часов (по 4 часа в неделю), введены дополнительные разделы в содержание программы каждого года обучения, а именно «Введение в самостоятельное исследование» и «Представление самостоятельных исследований и проектов». Реализация программы осуществляется в форме междисциплинарных занятий, которые делятся на два вида: занятия-исследования, рассчитанные на два часа (2 спаренных занятия) и занятия-применения – на 1 или 2 часа.

В основе построения программы «Удивительный мир открытий», так же, как и в основе авторской программы Н.Б. Шумаковой «Одаренный ребенок» лежат психолого-педагогические положения, научно обоснованные в отечественной и мировой прак- тике обучения и развития детей. Ведущими среди них являются идеи В.П. Вахтерова об определении содержания обучения исходя из признания принципа единства и не разделенности наук и культуры, Л.С. Выготского и его школы о значении сотрудничества и кооперации ребенка с ребенком и ребенка со взрослым в психическом развитии, А.М. Матюшкина и ряда других авторов об обучении как творческом процессе – процессе исследования и открытия ребенком знаний об окружающем мире.

Занятия по данной программе направлены на обучение детей рационально строить самостоятельную исследовательскую деятельность. Процесс открытия закономерностей и явлений окружающего мира основан на проведении ребенком или группой детей специально организованных индуктивных или дедуктивных исследований и использовании приемов творческого мышления как необходимых звеньев осуществления этих исследований. Например, занятие, задуманное как индуктивное исследование, в результате которого дети откроют, что одно какое-то изменение в природе, обществе, искусстве или в жизни людей неизбежно приводит к другому, может начинаться с того, что учащихся стимулируют задавать разнообразные интересующие их вопросы об изменении, используя для этого специальный прием ключевых слов. Поставленные детьми вопросы будут в этом случае необходимым этапом для последующего сбора и обмена информацией между учащимися, осуществления классификации, связывания и нахождения общей идеи.

Каждый учебный год имеет сквозную глобальную проблему, которая раскрывается через серию междисциплинарных обобщений, т.е. таких идей, которые справедливы по отношению к целому ряду областей знания. Например, тема Изменения: могут быть полезными и вредными, полезные и вредные изменения относительны, одно изменение влечет за собой другое и т. п., а раскрыть данные тезисы возможно на материале различных областях научного знания и сферах культуры. Именно изучение многочисленных сведений и фактов из различных дисциплин позволяет учащимся открывать для себя эти непростые философские положения, а затем доказывать их справедливость, развивать далее или опровергать, устраивать споры, проводить исследования, ставить эксперименты. Обучение приобретает осознанный и преднамеренный характер. Возможность изучать любое обобщение с разных точек зрения: естествоиспытателя, лингвиста, историка или искусствоведа создает чрезвычайно благоприятные условия для развития творческого мышления одаренных детей и их способности решать проблемы. Междисциплинарное обобщение требует от ребенка высокого уровня абстракции, что потенциально расширяет возможную сферу «применимости» его способности к решению проблем.

Ниже представлен сценарий одного из таких занятий: «Прививки. Полезные и вредные изменения». Целью занятия является закрепление понимания связи между полезными и вредными изменениями и относительности их оценки. Изменения могут быть полезные и вредные одновременно. Дети знакомятся с историей возникновения вакцины. Происходит разъяснение важности вакцинации, которая сохранит их здоровье. Самостоятельно собирают информацию из разных источников, анализируют и обобщают информацию о пользе и вреде вакцинации.

Требования к подготовке обучающихся предполагают широкий кругозор детей. Желание самостоятельного приобретения знаний через исследовательскую деятельность. На занятии применяется как групповая форма работы, так и индивидуальная. Количество учащихся в группе до 15 человек. Дети, поступающие в объединение, проходят психолого-педагогическую диагностику, направленную на выявление уровня интеллектуальных способностей и мотивацию учебной деятельности. По её результатам могут быть зачислены в группу.

Методическая часть. Специфика организации занятия в том, что вмешательство педагога в процесс деятельности детей минимальная, он скорее контролирует ситуацию, создает условия выбора, ситуацию учебной проблемы.

План работы учащихся:

  1. узнают об истории возникновения вакцины;
  2.  собирают необходимую информацию из разных медицинских источников;
  3. анализируют и обобщают информацию о вакцинации;
  4. учатся работать с текстами;
  5. работают группой по выданному тексту;
  6. полученные результаты записывают в план ответ группы;
  7. осуществляют сравнительный анализ полученных результатов;
  8. изготавливают совместный коллаж по теме.
Цели занятия: закрепление понимания связи между полезными и вредными изменениями: Изменения могут быть полезные и вредные одновременно.


Задачи занятия:

Образовательные:

• познакомить с историей возникновения вакцины;
• собрать необходимую информацию из разных источников;
• проанализировать и обобщить информацию о пользе и вреде вакцинации;
• разъяснить детям важность вакцинации, которая сохраняет их здоровье и здоровье в обществе в целом.


Воспитательные:

• воспитывать бережное отношение к своему телу, своему здоровью, здоровью других детей;
• обучать умению работать совместно.
Развивающие:
• развивать способность к самостоятельному приобретению знаний и исследовательской работе;
• обучение исследовательским навыкам и умениям;
• развивать умение устанавливать причинно-следственные связи;
• развить образное мышление;
• развить способность анализировать, сравнивать, обобщать;
• развивать информационную и коммуникативную культуру


Ожидаемые результаты

Предметные:

• учащиеся смогут познакомиться с понятиями вакцина, вирус, виды вакцинации (живая, убитая, химическая, анатоксины, векторные, синтетические, ассоциированные);
• познакомятся с историей возникновения прививки;
• изучат основные заболевания, требующие вакцинации (туберкулез, дифтерия, столбняк, полиомиелит, корь, свинка, краснуха, гепатит В);
• узнают о плюсах и минусах вакцинации;
• познакомятся с общественным движением против вакцинации – антивакцинаторство;
• получат элементарные навыки исследовательской деятельности, работая в малых группах;
• научатся представлять результаты своей работы при помощи коллажа;


Метапредметные:

• получат развитие самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и самореализации;
• обретут умение планировать неречевое и речевое поведение;
• научатся ставить цели и формулировать задачи для их достижения;
• научатся планировать последовательность и прогнозировать итоги действий и работы в целом,
• обретут умение анализировать полученные результаты;
• научатся делать соответствующие выводы (промежуточные и конечные), корректировать планы, устанавливать новые индивидуальные показатели;
• обретут умений вести самонаблюдение, самооценку, самоконтроль в ходе коммуникативной деятельности.


Методическое обеспечение и оборудование.

Тип занятия: междисциплинарный (история/медицина/изобразительное искусство), исследовательский.

Формы работ учащихся: индивидуальная и групповая. Работа с персональным компьютером, работа с текстами, сбор информации и внесение их в групповой план ответа, осуществление сравнительного анализа, защита своих докладов по подгруппам, создание общего коллажа.

Необходимое техническое оборудование: проектор, ПК, компьютеры, дополнительные материалы (таблицы плана ответа групп, схема полезных и вредных изменений, тексты по теме).

Ход занятия:

1. Актуализация знаний. Мотивация (3+7 минут)

Педагог: на предыдущих занятиях мы знакомились с разными изменениями. Какие вы знаем изменения? Приведите примеры изменений.

Дети приводят примеры изменений из разных областей науки, техники. Культуры, приходят к выводу: изменения бывают полезные и вредные;

Педагог: сегодня мы с вами посмотрим мультфильм «Бегемот, который боялся прививки»

Просмотр мультфильма

Педагог: ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? Дети: мы будем говорить о прививке;
Педагог: правильно. А как вы думаете, для чего делается прививка? Дети: чтобы не болеть;
Педагог: ребята, а кому-нибудь из вас делали прививки? Дети: да (нет);
Педагог: а знаете ли вы, какую именно прививку вам делали? Дети: нет;
Педагог: а как вы думаете, прививка — это вред или польза для вашего организма? Дети: да (нет);
Педагог: а боитесь ли вы прививок? Дети: да;
Педагог: для того, чтобы разобраться в этом вопросе, мы с вами проведем маленькое исследование. И разберемся, какие изменения происходят из-за прививки в нашем организме. Полезные или вредные.
Для этого мы с вами разобьемся на 6 команд. Каждая команда получит по одному тексту, изучит его, составит план ответа группы и расскажет об этом своим товарищам;

2. Работа в малых группах. (30 минут)

Каждой группе дать задание и все необходимое для его выполнения.

3. Представление и защита работы каждой группы. (20 минут)

Дать возможность подгруппам представить свои работы перед классом. Заполнение рабочего листа «Полезные и вредные изменения». Дети делают выводы.

4. Создание коллажа из рисунков «Злобный вирус, храбрый шприц» (15 минут)

Педагог: ребята, сегодня на уроке вы узнали, что такое бактерия и вирус, чем они опасны для людей, какие есть инфекционные заболевания. Вы узнали об истории возникновения вакцины. Все вместе мы создали коллаж из ваших рисунков. Как вы думаете, какие изменения прививка вносит в наш организм? Полезные или вредные? Обратите внимание на рабочий лист полезные и вредные изменения.

Дети: мы считаем, что прививка — это полезное изменение; Педагог: ребята, а страх перед прививкой остался?
Дети: да (нет);

5. Подведение итогов занятия (5 мин)

Педагог: ну, а теперь подведем итог нашего занятия. Что такое вакцинация?
Какие бывают прививки?
Какие заболевания требуют вакцинации? Что такое антивакцинаторство?
Назови плюсы и минусы вакцинации.
Я предлагаю вам на следующих уроках поработать с этой интересной темой. Мы с вами придумаем и напишем полезные сказки о прививках, поставим спектакль «На приеме у врача» и проведем викторину.
Дети: ура!

Педагогический комментарий.

Практическая значимость данного урока состоит в том, что ребенок самостоятельно ищет новые знания, работая с разными источниками информации, учится их выстраивать, используя план ответа. Каждое занятие – это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ. На уроке дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий – проектов, которые начинаются с постановки и решения исследовательских задач. Дети учатся работать в подгруппах и защищать свои групповые мини- проекты. Работая с информацией в разных областях, ребенок расширяет свой кругозор, который он использует при выборе темы исследовательской работы. Например, данный урок по теме «Прививки. 

Полезные и вредные изменения», стал основой для дальнейшей исследовательской работы, которая стала победителем Всероссийских конкурсов исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь» и научно- познавательного конкурса «Леонардо».

Этот алгоритм работы с информацией в разных направлениях помогает детям успешно осваивать исследовательскую деятельность. Например: когда дети работали с темой «Глобальные и частные изменения», изучая загрязнения окружающей среды, была выстроена исследовательская работа на тему «Альтернативные способы переработки мусора», которая тоже стала победителем Всероссийского конкурса исследовательских работ и творческих проектов «Я – исследователь». Работая с темой «Изменения, созданные руками человека», была создана работа «Клюшка – оружие хоккеиста». Эта работа заняла первое место на муниципальном конкурсе «Первые шаги в науку» и региональном конкурсе «Я – исследователь».

Программа «Удивительный мир открытий», частью которой является данная разработка, способствует решению проблем в психоэмоциональном развитии школьников посредством организации совместной деятельности педагогов, воспитанников и их родителей. В качестве мотивации дальнейшего обучения и развития интереса можно задать учащимся домашнее задание, например: сконструировать поделку из шприца, придумать сказочных персонажей для сказки о прививках. Это содействует гармонизации семейных взаимоотношений через привлечение родителей к совместной деятельности, создает благоприятные условия для их психолого-педагогическое просвещение в вопросах воспитания и развития детей.

Хотелось бы обратить внимание на тексты, подобранные к уроку. В данных текстах информация подобрана и выстроена, учитывая возрастную особенность группы, сопровождается презентацией с краткой, но ключевой информацией. Информация на первый взгляд может показаться сложной для детей данного возраста, но учитывая, что у них есть опыт прививочных процедур, информация обсуждается, исследуется, усваивается с большим интересом и хорошо, что можно проверить на итоговых занятиях, которые проходят в игровой форме, в виде викторин, спектаклей, выставок творческих работ.

Представленную технологию можно применять не только для учащихся младших классов. С не меньшей увлеченностью погружение в темы проходит у более старших ребят, только тексты должны быть изменены для работы в группах в зависимости от того какой возраст и уровень обучающихся, соответственно и больший объем информации должен быть оставлен для самостоятельного поиска.

Количество показов: 628
Дата создания: 14.01.2021 09:59:00