Положения и информационные письма / Методическое письмо по региональным турам Чтений им.В.И.Вернадского

В соответствии с Положением о Всероссийском конкурсе юношеских исследовательских работ имени В.И. Вернадского (далее — Конкурс) на 2011 год и на основании поданных региональными отделениями заявок на присвоение региональным конференциям статуса Регионального тура Конкурса, 14 региональных отделений Движения (Бурятское, Татарстанское, Удмуртское, Хакасское, Приморское, Волгоградское, Ивановское, Ульяновское, Кировское, Московское, Калининградское, Тамбовское, Омское, Нижегородское) провели в 2010/2011 году региональные туры.

Победители региональных туров, согласно квоте Оргкомитета Конкурса в апреле 2011 года приняли участие во всероссийском туре — XVIII Всероссийских юношеских Чтениях имени В.И. Вернадского в городе Москве. Оргкомитет отмечает, что средний уровень представленных работ победителей региональных туров оказался выше, чем в предыдущем, 2010 году. Увеличилось количество участников, охваченных региональными турами. В основном соблюдалась требуемая структура исследовательских работ и порядок представления результатов. Большая часть работ выполнена на хорошем уровне, при этом затрагивались актуальные темы, интересные самим учащимся. Многие участники региональных туров из Бурятского, Татарстанского, Волгоградского, Ивановского, Калининградского, Кировского, Московского областного, Нижегородского, Ульяновского региональных отделений стали Лауреатами Конкурса.

В то же время Оргкомитет отмечает, что главным в повышении качества исследовательских работ школьников является повышение компетентности руководителей исследовательских работ, а именно:

· развитие способности видеть и формулировать перед учащимися проблемы, открытые вопросы;

· адаптировать научные методики в соответствии с возрастом и возможностями учащихся; обучать детей навыкам анализа информации и презентации собственных результатов;

· повышение качества экспертизы и рецензирования работ.

До сих пор встречаются следующие типичные ошибки руководителей: Структура и характер работы не соответствует жанру исследовательской работы. На Конкурс нередко представляются типичные рефераты и проекты. Не умаляя значения этих видов творческой работы со школьниками, отметим, что на конкурс им. В.И.Вернадского принимает только исследовательские работы.

Напоминаем, что исследовательская работа является работой по получению новых знаний (в т. ч. новых субъективно) о существующих объектах и явлениях. Проектная работа — это, прежде всего получение прежде новых объектов или объектов с новыми характеристиками. Реферат — представление структурированной информации по избранной проблеме, собранный из различных литературных источников.

Напомним основные черты исследовательской работы.

1. Обоснование темы. Здесь автор раскрывает, что конкретно ему неясно и какие конкретно свойства объекта или явления нуждаются в прояснении (например, различия и сходства воззрений Аристотеля и Платона по какой-то конкретной проблеме или химический состав примесей в озере N).

2. Постановка целей и задач. Формулируется генеральное направление исследований (цель) и поэтапные шаги, которые нужно предпринять, чтобы эту цель достигнуть (задачи). Цель должна быть одна.

3. Гипотеза (для школьных исследований не всегда обязательна) — предположение, которое доказывается или опровергается в ходе исследований. Гипотеза не должна быть тривиальной (например, в результате захода Солнца за горизонт ночью температура падает).

4. Методика. Это главный «инструмент» получения учащимися собственных данных. Методика должна быть четко названа и автор должен уметь объяснять ее суть (например, маршрутный учет хищных птиц; контент-анализ и др.).

5. Собственные данные. Главная суть работы. Эту часть автор должен четко выделять и предъявлять, как собственную. Данные должны быть получены путем самостоятельного применения автором методики (см. предыдущий пункт). Педагогический смысл получения собственных данных — развитие навыка применять теоретические сведения на практике; освоение практических навыков и опыта работы с конкретным материалом (литературным произведением, геологическим образцом и др.); развитие способности говорить «от первого лица» при работе с первоисточниками.

6. Анализ, выводы. Здесь учащийся с помощью руководителя обобщает полученные данные и формулирует лаконичное резюме своей работы.

Основой выполнения исследовательской работы школьника является индивидуальный план работы в течение года, который разрабатывается научным руководителем для каждого автора. При разработке плана руководителю необходимо особо обратить внимание на следующие позиции:

1. Тематика работы должна быть предельно конкретна и сужена максимально — до тех пор, пока не станет «подъемной» для школьника в течение года (т. е. чтобы в рамках своей темы он свободно отвечал на любой вопрос).

2. Должна прослеживаться четкая логика по цепочке «цель» — «задачи» — «методы» — «результаты» — «выводы». Все данные, теоретические положения, суждения и т. д., выходящие за логику этой цепочки должны быть безжалостно отброшены. Здесь особо нужно обратить внимание на необходимость и достаточность сведений, содержащихся в теоретической части работы, для обоснования и выполнения ее экспериментальной части. Также необходимо обосновать целесообразность применения социологических опросов в практической части работы, поскольку нередко такие опросы не способствуют раскрытию темы работы (отражают мнение выборки опрошенных о каком-то явлении и ничего не говорят о сути самого явления).

3. Недопустима выдача школьнику подробного «технического задания» по выполнению работы — тогда она станет учебным заданием, а не исследовательской работой. Каждый следующий этап должен рождаться из предыдущего в процессе совместных обсуждений автора и руководителя.

4. Теоретические сведения, которые даются руководителем перед началом или в ходе работы, должны опираться на материал школьных предметов и направлены, прежде всего, на освоение учащимся нескольких ключевых научных понятий, используемых в работе (их должно быть именно несколько, не много!). При этом нужно фиксировать внимание школьника на существенном отличии научных понятий от образов или метафор, применяемых в публицистике, художественной литературе; отличиях научных текстов от литературных и публицистических.

Учитывая большую значимость данного мероприятия, в выявлении и развитии творческих способностей и интереса к научной деятельности талантливой молодежи при проведении регионального тура рекомендуем:

1. Расширять круг участников регионального тура по составу населенных пунктов и образовательных учреждений региона.

2. Формировать и развивать коллегию экспертов и рецензентов из числа представителей науки.

3. Расширять направления и тематику секций регионального тура.

4. Проводить семинары и консультации для педагогов по подготовке исследовательских работ школьников к участию в туре. Привлечь к проведению мастер-классов руководителей работ из Вашего региона, учащиеся которых становились лауреатами Чтений прошлых лет.

5. Расширять привлечение в качестве экспертов жанра и руководителей научно-методических семинаров и мастер-классов специалистов из профильных научных учреждений и вузов (в т. ч. из числа родителей учащихся).

6. При оценке работ использовать критерии, обозначенные в Положении о Всероссийском Конкурсе.

7. В рамках регионального тура имеет смысл создать рабочую группу по выработке требований к уровню подготовке и квалификации научных руководителей исследовательских работ, особенно в 10–11 классах.

8. Проводить специальные семинары и консультации для экспертов, снабжать их методическими материалами.

9. Развивать школьный тур (уровень) регионального тура.

10. Приветствовать организацию детских жюри в жанре «Лучшая работа, по мнению комиссии участников» по специальным критериям.

11. Способствовать включению регионального тура в планы работы соответствующих заинтересованных региональных ведомств, в том числе и управления образования, информировать педагогическое сообщество о месте и времени проведения регионального тура; по результатам туров информировать специальным письмом.

Одним из ключевых вопросов, согласно Положению о региональном туре, является сопровождение представляемых на Всероссийский тур работ, рецензиями специалистов. В 2011 году было достаточно много работ от региональных туров, не имеющих рецензии, что является нарушением положения о Конкурсе. В дальнейшем, работы, представленные без рецензий, не будут приниматься на Всероссийский тур.

Отмечаем, что качество рецензирования, содержательность рецензий и образовательная ценность для авторов, в соотношении с уровнем представленных работ, являются ключевым при оценке Оргкомитетом Конкурса региональных туров и определения квоты работ, подаваемых на всероссийский этап Конкурса.

Мы понимаем, что формирование коллектива квалифицированных рецензентов — сложный и длительный процесс. Обращаем Ваше внимание на значимость работы в этом направлении. Рекомендации рецензентам прилагаем.

С другой значимой информацией (Положением, рекомендациями по оформлению и представлю работ и др.) можно ознакомиться на сайте Конкурса www.vernadsky.info

Информируем, что при включении Конкурса в Перечень олимпиад и иных конкурсных мероприятий, по итогам которых присуждаются, премии для поддержки талантливой молодежи на 2012 год на премии, смогут претендовать только лауреаты Конкурса, поданные от региональных туров.

Анализируя отчетные материалы по проведению региональных туров, уровень представленных на Конкурс работ, Оргкомитетом определена соответствующая квота количества работ для участия в Конкурсе в 2012 году ( письмо ООД «Исследователь» от 13.12.2011 № 05–25).

При реализации квоты рекомендуем ориентироваться на качество работ, а не численность. Количество работ от регионального тура может быть подано меньше определенной квоты. Важно, чтобы все работы от регионального тура были поданы на всероссийский тур через сайт Конкурса от имени регионального тура, а не учреждений или частных лиц.

Благодарим Вас за Ваши усилия в проведении регионального тура и рады продолжить конструктивное сотрудничество!

Председатель Оргкомитета А.В. Леонтович

Руководитель научной программы А.С. Обухов

Координатор региональных отделений Н.В. Мазыкина