Статьи / Письмо по итогам XXIV Всероссийских Чтений имени В.И.Вернадского

Руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования

С 9 по 15 апреля 2017 г. в Москве прошли XXIV Чтения им. В.И. Вернадского – очный тур Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского. Чтения входят в тройку наиболее массовых и авторитетных научно-практических конференций обучающихся в Российской Федерации.

Чтения были организованы в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 7.05.2012 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»; Концепции развития дополнительного образования (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р) «Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» (Указ Президента РФ от 01.12.2016 № 642).

Учредители Конкурса: Российская академия наук, Федеральное агентство научных организаций, Комиссия по разработке научного наследия академика В.И. Вернадского при Президиуме РАН, Неправительственный экологический фонд имени В.И.Вернадского, Межрегиональное общественное движение творческих педагогов «Исследователь», Лицей № 1553 имени В.И. Вернадского и другие организации. Основными площадками Чтений стали Российская академия наук, ГБПОУ «Воробьевы горы» и Лицей №1553 имени В.И.Вернадского.

Конкурс ориентирован на подростков, увлеченных наукой и занимающихся исследовательской деятельностью в общеобразовательных школах, колледжах, центрах дополнительного образования и др. В рамках Чтений прошли 28 тематических секций в различных областях естественных и гуманитарных наук, техники.

На заочный тур Конкурса 2017 г. было подано более 1660 работ, а также более 500 работ были направлены региональными конференциями им. В.И.Вернадского, которые прошли в 37 субъектах Российской Федерации. На данных конференциях было рассмотрено более 5000 работ из более, чем 1300 образовательных учреждений. Конференции прошли в следующих субъектах РФ: Республики: Алтай, Бурятия, Башкирия, Марий-Эл, Татарстан, Удмуртия, Хакасия, Якутия; Ямало-Ненецкий автономный округ; края: Краснодарский, Красноярский, Хабаровский, Приморский; области: Астраханская, Брянская, Владимирская, Волгоградская, Воронежская, Ивановская, Иркутская, Калининградская, Кировская, Ленинградская, Липецкая, Московская, Нижегородская, Омская, Оренбургская, Саратовская, Свердловская, Тамбовская, Томская, Тюменская, Тверская, Ульяновская, Челябинская; г. Москва.

В состав учредителей большинства региональных Конференций вошли органы управления образования субъектов Российской Федерации, высшие учебные заведения, региональные институты образования, корпорации и предприятия, общественные организации. На ряде региональных телевизионных каналов (Сочи, Воронеже, Оренбурге и других) транслировались сюжеты о региональных конференциях.

В ряде регионов подведение итогов проводилось в рамках традиционных конференций и конкурсов, которые в течение многих лет проводятся региональными образовательными учреждениями в содружестве с вузами и научными организациями, и накопили уникальный опыт. Такая практика существует в республике Алтай, Бурятии, Краснорском крае, Воронежской, Волгоградской, Брянской, Калининградской, Тамбовской, Нижегородской , Челябинской и др.

Все работы, поданные на Чтения, прошли квалификационную экспертизу, авторам были направлены рецензии специалистов по профилю своей работы. К очному туру допущено более 600 исследовательских работ. Общее количество участников Чтений – это авторы работ, руководители делегаций, эксперты – составило более 1000 человек. Россия была представлена 70 регионами, также в очном туре приняли участие делегации Казахстана, Белоруссии, Чехии и Словакии, Украины.

К рецензированию и экспертизе работ участников Конкурса были привлечены более 200 специалистов, кандидатов и докторов наук, из научных учреждений РАН, МГУ им. М.В. Ломоносова, МПГУ, МГППУ и пр.

Для участников была проведена обширная научно-образовательная программа с участием известных ученых, экскурсиями в ведущие Университеты Москвы, посещением научных музеев.

Руководители делегаций приняли участие в круглых столах и семинарах по обмену опытом, а также в методической секции, на которой они представляли результаты своей научно-педагогической работы.

Сеть региональных конференций Всероссийского Конкурса им. В.И. Вернадского является значимым элементом образовательной системы Российской Федерации; конференции становятся организационной рамкой развития исследовательской деятельности в регионах, ориентиром в работе школ и учреждений дополнительного образования. Фактически уже сейчас они представляют собой региональные методические центры по развитию исследовательской деятельности учащихся. Это особенно важно, в связи с введением ФГОС полного общего (среднего) образования и необходимостью выполнения качественных индивидуальных проектов в старшей школе.

Представляется целесообразной разработка региональных программ развития научно-практического образования, в рамках которых будут системно реализованы методологические, методические, организационные направления работы. Они позволят создать системы оценки эффективности и качества реализации исследовательской деятельности в образовательных учреждениях, ввести региональные портфолио авторов исследовательских работ, выстроить систему поощрения образовательных учреждений в зависимости от эффективности ведения ими исследовательской деятельности.

Необходимо развитие региональных методических объединений по разработке и реализации программ развития универсальных учебных действий на основе исследовательской деятельности в общеобразовательных учреждениях в соответствии с ФГОС общего образования (как это происходит, например, в г. Новый Уренгой ЯНАО), что позволит создать организационную основу для массового выполнения исследовательских работ, системного обучения педагогических кадров, развития межведомственного взаимодействия и сетевых образовательных программ, проведения единых содержательных мероприятий.

Итоги Чтений размещены на сайте Чтений Вернадского - WWW.VERNADSKY.INFО.

Благодарим вас за поддержку регионального отделения Межрегионального общественного Движения творческих педагогов «Исследователь» и его программ, просим поощрить руководителей образовательных организаций разного уровня, приявших участие в организации и проведении региональных конференций Чтений имени В.И Вернадского.

Приглашаем обучающихся образовательных учреждений Вашего субъекта Российской Федерации принять участие в Конкурсе следующего года. Регистрация и подача работ через сайт WWW.VERNADSKY.INFО до 15 января 2018 г.

Просим поддержать региональную конференцию Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского в Вашем субъекте Российской Федерации.

Председатель Оргкомитета Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ имени В.И.Вернадского, Председатель Межрегионального общественного движения творческих педагогов «Исследователь», А.В.Леонтович

Мазыкина.Н.В.
8 916 431 83 90

nina.maz@mail.ru