Статьи / XXIV Всероссийские юношеские Чтения им. В.И. Вернадского - пост-релиз

10-14 апреля 2017 г. в Москве прошли – XXIV юношеские Чтения им. В.И. Вернадского. В числе учредителей Чтений - Российская академия наук, Федеральное агентство научных организаций, Комиссия Российской академии наук по разработке научного наследия академика В.И.Вернадского, Неправительственный экологический фонд им. В.И. Вернадского, Общероссийское общественное Движение творческих педагогов «Исследователь», Институт геохимии и аналитической химии им. В.И.Вернадского РАН, Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО, Лицей № 1553 им. В.И.Вернадского и др.

На Чтения были представлены работы исследовательского характера, включающие этапы самостоятельной опытно-экспериментальной работы, обработки, анализа и интерпретации собранного материала во всех областях естественных и гуманитарных наук.

Чтения являются финальным этапом Всероссийского конкурса, который прошел в январе-марте. Стать участников Чтений можно было двумя путями: через заочный конкурс работ и через региональные туры. На заочный конкурс любой школьник мог подать работу через сайт vernadsky.info, каждая работа рецензировалась специалистом в соответствующей научной области, по итогам рецензирования лучшие работы были приглашены на Чтений. Также были приглашены победители региональных туров Конкурса, которые прошли в 37 субъектах нашей страны. В каждом из региональных туров приняли участие от 50 до 200 авторов. Как правило, в таких турах приняли участие школьники из большинства районов и крупных населенных пунктов региона. Большое внимание уделялось методическому сопровождению региональных туров, члены Оргкомитета выезжали для консультирования региональных экспертов. Лучшие конференции прошли в Ямало-Ненецком АО (г. Новый Уренгой), Воронеже, Краснодарском крае (г. Сочи), респ. Бурятия (г. Улан-Удэ), Томске, Челябинске и др.

Чтения являются образовательной программой, основой которой является развивающая экспертиза представленных работ (т. е. главной задачей экспертов является повышение мотивации автора к продолжению работы, рекомендации по улучшению ее качества). Кроме презентаций своих работ авторы приняли участие в коммуникационных тренингах, лекциях известных ученых, экскурсионной программе в научные музеи Москвы, конкурсе художественного творчества и других мероприятиях. В программу Чтений было включено посещение Московского международного салона образования.

Всего в Чтениях приняло участие более 1000 учащихся и их руководителей из более, чем 350 образовательных учреждений 70 субъектов РФ, а также из стран СНГ (Украина, Беларусь, Казахстан, Молдова), дальнего зарубежья (Словакия, Чехия). В рамках Конкурса прошла Междисциплинарная олимпиада школьников по истории и обществознанию, победителям и призерам которой предоставляются льготы при поступлении в вузы РФ. Чтения являются сертифицированным мероприятием Международного движения содействия научно-техническому творчеству молодежи MILSET и включено в его программу.

В понедельник, 10 апреля, участники посетили московские университеты, познакомились с направлениями подготовки, условиями обучения, требованиями к абитуриентам (различные факультеты МГУ имени М.В.Ломоносова, МАИ, РУДН, МИФИ и другие университеты). Была проведена программа «Взаимодействие» - командная интеллектуальная игра, направленная на адаптацию и мотивацию участников к программе Чтений.

Торжественное открытие Чтений состоялось во вторник, 11 апреля в Большом зале Президиума Российской академии наук. На церемонии с приветственным словом к участникам обратились видные российские ученые. Затем в холлах Большого зала была развернута стендовая сессия, на ней было представлено более 600 исследовательских работ в формате постеров и иного иллюстративного материала. В экспертных интервью приняли участие более 200 экспертов – специалистов из научных учреждения РАН, ведущих московских университетов, учительской общественности. Многочисленные гости Чтений также ознакомились с тематикой и направлениями работ, побеседовали с авторами.

Каждый день Чтений начинался с научного лектория. В этом году темы двух первых лекций были посвящены судьбам российской интеллигенции в бурных событиях начала XX века и российских революций 1917-го года. Акцент в лекциях был направлен на овладение слушателями методом объективного исторического исследования, который позволяет выработать собственную позицию и собственное отношение к этим событиям. Среда, 12 апреля, День космонавтики – начался с лекции ученого секретаря Комиссии по разработке научного наследия академика В.И.Вернадского при Президиуме РАН Вячеслава Степановича Чеснокова «О судьбе одной из многих православных семей на фоне войн и революций XX века: Шаховские-Шик». В четверг Павел Васильевич Флоренский, академик РАЕН, известный ученый-геолог и педагог, хранитель наследия своего деда, великого русского философа и ученого Павла Флоренского прочел лекцию «Вернадский и студенчество». В пятницу лектором выступил Александр Самуилович Гинзбург, заместитель директора по науке Института физики атмосферы им. А. М. Обухова РАН, Тема лекции - «Экология, энергетика, климат», была посвящена Году экологии в России; лектор осветил вопросы, связанные с изменениями климата, глобальным потеплением и влиянием нашей цивилизации на эти процессы.

Впервые в этом году прошли секции для учащихся 5-7-х классов «Тропой открытий В.И.Вернадского». В этой возрастной категории эксперты оценивали прежде всего не предметное содержание работ, а мотивацию и включенность авторов в темы своих исследований.

В среду прошли заседания 20 пленарных секций. В качестве выступающих были приглашены авторы, работы которых вызвали наибольший интерес экспертов и посетителей стендовой сессии. На секциях была организована научная дискуссия, когда каждый их участников смог задать интересующий его вопрос; такой формат является важнейшим для воспитания у участников Чтений культуры научной коммуникации.

В четверг прошла методическая секция, на которой педагоги, руководители исследовательских работ, представили более 60 сообщений в стендовой форме. Главной задачей секции стала организация взаимодействия педагогов из разных регионов с целью реализации межрегиональных проектов (конференций, экспедиций и профильных смен, недель науки и др.).

Также в четверг была организована экскурсионная программа в научные музеи Москвы (музеи: палеонтологический, геологический, космонавтики кабинет В.И.Вернадского в институте геохимии и аналитической химии им. В.И.Вернадского и др.). Экскурсии были направлены на знакомство участников с проблематикой современной науки и российскими научными школами.

Два вечера (среда и четверг) были посвящены конкурсу художественного творчества. На конкурс участники представили более 70 творческих композиций: стихи, песни, танцы, номера оригинального жанра и др. По оценке экспертов уровень исполнительского мастерства участников Чтений не ниже, чем качество их исследовательских работ.

На Чтениях была проведена междисциплинарная секция, в рамках которой авторы двух работ из разных секций самостоятельно находили точки соприкосновения, чтобы при объединении результатов их личных исследований открывалась новая междисциплинарная перспективная тема. На секции было представлено более 30 работ.

Торжественная церемония закрытия Чтений прошла 14 апреля в Московском дворце пионеров (ныне – ГБПОУ «Воробьевы горы»). Участники были награждены дипломами 1 степени и лауреата, также участником были вручены дипломы в многочисленных номинациях («за лучший стенд», «за лучшую коллекцию», «за лучший доклад» и др.). Награждение в своих номинациях провели соучредители и партнеры Чтений – Неправительственный экологический фонд им. В.И.Вернадского (за лучшую работу в области устойчивого развития), эколого-просветительский центр «Заповедники» (за лучшую работы, выполненную на территории заповедника или национального парка), Факультет глобальных процессом МГУ имени М.В.Ломоносова (за лучшую работу в области эволюционизма) и др.

Участники Чтений отметили их образовательный характер, который мотивировал школьников на выбор профессии в области интеллектуального труда; дальнейшее продуктивное развитие межрегионального сообщества, ориентированного на реализацию исследовательских работ с учащимися.

Сайт Конкурса – vernadsky.info.